Город Балашиха Московская область

Генеральный план городского округа Балашиха

В соответствии с пунктом 14 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации публикуем материалы Генерального плана городского округа Балашиха.


ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

Цели и задачи разработки «Генерального плана городского округа Балашиха»

            Разработка «Генерального плана городского округа Балашиха» осуществлялась по заказу Администрации Балашихинского района.

            Развитие городского округа Балашиха происходит в период формирования новой градостроительной политики, определяемой как основополагающими документами Российской Федерации, так и законами Московской области, разработанными за прошедшие 10 лет, учет и исполнение которых существенно меняют условия градостроительного развития городов Московской области, прилегающих к Москве.

            Цель генерального плана такого сложного образования, каким станет городской округ Балашиха в предлагаемой черте, – реализовать имеющийся потенциал различных его территорий для создания комфортных – «столичных» условий для жизнедеятельности населения, как постоянного, так и сезонного, поскольку округ включил и традиционную для Подмосковья дачную местность, и вновь формируемую.

            Реализация имеющегося потенциала территорий осуществляется регламентированием градостроительной деятельности для предотвращения возможного ущерба от нерационального использования и выявлением их инвестиционной привлекательности.

            В настоящем проекте регламентация градостроительной деятельности территории предлагается на основе проведенного районирования округа по признакам сходных природных условий, функциональной направленности, пространственной и ландшафтной однородности.

            По каждой планировочной зоне и районам предлагается функциональное использование территорий, пространственные параметры застройки и ландшафтные характеристики. По каждому виду регламентации произведено зонирование округа – функциональное, строительное и ландшафтное. Сопоставление всех трех видов регламентации по каждой планировочной зоне выявляет стратегию градостроительной деятельности.

                        В генеральном плане решаются следующие задачи:

            - анализ предпосылок и тенденций развития градостроительной ситуации;

            - выявление проблемных ситуаций и тенденций в градостроительном развитии территории;

            - разработка прогноза развития численности населения, определение объемов жилищного, культурно-бытового и инженерно-транспортного строительства;

            - разработка предложений по функциональному зонированию и градостроительной организации с учетом развития города Балашихи, включая территории сельских населенных пунктов;

            - определение необходимых мероприятий по охране окружающей природной среды с учетом перспектив развития производственного комплекса;

            - определение первоочередных мероприятий по реализации генерального плана на период до 2010 года.

            Градостроительное планирование разрабатывается в рамках общей стратегии развития и формирования Балашихинско-Люберецкой системы расселения, градостроительной организации и функционального зонирования Центральной части Московской области, заявленных в «Основных  направлениях устойчивого градостроительного развития Московской области».

 

Существующая градостроительная структура территории

            Балашихинско-Люберецкая система расселения включает 50,0 тыс.га, что составляет одну пятую часть Центральной части Московской области. На этой территории более трети - лесной фонд, почти четверть – земли населенных пунктов.

            С севера на юг связывающей осью всей Балашихинско-Люберецкой устойчивой системы расселения (УСР) является р.Пехорка с притоками. С запада на восток, от Москвы к периферии области территория пересекается пятью существующими автомагистралями и запроектированной платной автомагистралью «Москва - Ногинск», трасса которой должна проходить по Черновскому сельскому округу, а также железнодорожной магистралью Горьковского направления Московско-Курского направления МЖД.

            Ближайшие города – Балашиха, Железнодорожный и Люберцы, формируясь непосредственно на связях с Москвой, быстрее других исчерпали территориальные ресурсы и испытывают дефицит в территориях для развития. Город Балашиха хотя и сохранил природное окружение, но имея хорошие связи с Москвой, для своего дальнейшего развития, как жилищного, так и мест приложения труда, нуждается в резервных территориях.

Предпосылки для расширения границ города Балашихи

            Постановлением Губернатора Московской области от 10.06.2003 № 128-ПГ к городу Балашихе присоединены земли пос.Салтыковка, Никольско-Архангельского и Горбово, сс.Никольско-Архангельского, Пехра-Покровского и Никольско-Трубецкого, дд.Безменково, Лукино и Новой, а постановлением Губернатора Московской области от 27.08.2004 № 180 ПГ к городу Балашихе присоединены поселок совхоза им. 1 Мая, с.Щитниково и д.Абрамцево.

            Перечисленные населенные пункты были присоединены в силу сложившихся связей, наличия территорий, инвестиционно привлекательных для жилой интенстивной застройки, а также размещения деловых, торгово-коммерческих и рекреационных центров. Все перечисленные факторы соответствуют основным принципам стратегии устойчивого развития территорий, принятым в Московской области.

            Развитие системы на большем пространстве укрепит городские связи, преобразует их в целостную систему, поможет решить проблему реконструкции сложившихся магистралей, создания новых магистралей в системе федеральных дорог, сыграет большую роль в развитии общественного транспорта, позволит устранить внутренние дефекты транспортной системы. Расширение границ  позволит решить и экологические проблемы, возникающие из-за несогласованности программ различных ведомств. Пространственное планирование должно охватить и стратегию использования ресурсов малых рек и водоемов в целях сохранения природного каркаса и реализации рекреационно-туристического потенциала территории.

            В основу оценки положен потенциал развития территорий, который в настоящее время либо не полностью, либо вовсе не реализован. Оценка показывает, что наиболее высоким жилищным потенциалом обладает северная часть района, южная часть центрального района, так называемая «западная коммунальная зона». Производственным потенциалом обладает западная промышленная зона.

            Перечисленные аргументы легли в качестве предпосылок в основу проектного предложения по расширению границ города Балашихи в рамках Балашихинско-Люберецкой устойчивой системы расселения.

Проектные предложения.

Градостроительная структура, генеральный план и баланс территорий

            Городской округ Балашиха объединяет все земли Балашихинского района.

            В результате территориальных преобразований городской округ Балашиха получает почти кольцеобразную структуру, разорванную на востоке территориями между г.Железнодорожный и включенным в его границы микрорайоном Купавна. В структуре Балашихинско-Люберецкой устойчивой системы расселения, включающей города Балашиху, Реутов, Железнодорожный, Люберцы, Котельники, Дзержинский, Лыткарино, а также поселения городского типа – Красково, Малаховка, Октябрьский, Балашиха занимает северную часть и представляет собой тип города, в наибольшей степени соответствующий «Концепции основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области». Генеральный план такого сложного образования как городской округ Балашиха требует разработки целенаправленной градостроительной стратегии, так как основная опасность таится в нерегулируемом, хаотичном расползании застройки, уничтожения своеобразия районов, утраты привлекательности природных территорий. Целенаправленная стратегия осуществляется путем регламентации градостроительной деятельности по каждому району. По каждому планировочному району определены параметры использования территорий, этажности и плотности застройки, видам и плотности озеленения и отношения к природным территориям.

            В границах городского округа предлагается формировать:

            - территорию интенсивного освоения, состоящую из следующих районов:

                        - Северного;

                        - Центрального;

                        - Западного;

                        - Юго-западного;

                        - Северо-восточного;

                        - Восточного;

- Северо-западного;

- Южного;

                        - Юго-восточного.

            - территорию лесного природного окружения, включающую четыре природно-рекреационные зоны:

                        - «Лосиный Остров»;

                        - Горенский лесопарк;

                        - Озерный лесопарк;

                        - Кучинский лесопарк.

            Центр всего муниципального образования располагается на пересечении автодороги М-7 «Волга» - основной городской магистрали – с долиной реки Пехорка, повторяя традиционный прием русских приречных городов.

            В каждом из районов планируется сформировать или уже сформировался свой центр.  Архитектурно-планировочная организация территорий учитывает разнообразие, разнохарактерность районов, сложившиеся связи и традиционные предпочтения в выборе мест размещения общественных объектов, складывающиеся центры деловой активности и эстетические качества местности. Западный, Центральный и Северо-восточный районы располагаются вдоль автодороги М-7 «Волга». Северо-западный и Северный – вдоль автодороги Щелковское шоссе. Юго-западный и Восточный ориентированы на Носовихинское шоссе и Горьковское направление Московско-Курского отделения МЖД, Южный и Юго-восточный на вновь проектируемую платную автодорогу «Москва - Ногинск». Районы объединены дорогами районного и городского значения, межрайонными связями диагонального направления. В основе структуры лежит идея взаимодействия двух каркасов: природного и урбанизированного. При формировании территорий особое значение будет иметь состояние и рациональное использование его природного и историко-культурного наследия. Помимо наличия богатейших лесных массивов, живописной речной долины р.Пехорки на территории района насчитывается до 50-ти объектов археологического наследия, свыше 10-ти памятников архитектуры и садово-паркового искусства. Сохранить, восстановить, раскрыть содержание этих памятников значит сохранить неповторимость Балашихинского района и развить важную туристическую отрасль его хозяйственного комплекса.

            Районы разнообразны и не повторяют один другой; единство в структуре города достигается разнообразием его элементов и связей.

            Центральный район включает кварталы, формировавшиеся на протяжении полувека вдоль шоссе «Москва – Н.Новгород», в том числе микрорайон  «Центр». Застройка частично подлежит реконструкции и доуплотнению. Район характерен большим количеством культурно-бытовых учреждений, отдельно стоящих и встроенных.

            Северный район формируется на Щелковском шоссе, на землях сельскохозяйственного назначения с сохранением застройки малоэтажным домами. Микрорайоны № 21, 22 и 22а, а также и другие территории планируются под многоэтажную застройку. Северная производственная зона предлагается к существенной реконструкции и жилищному многоэтажному строительству. Северный городской район становится форпостом города на Щелковском шоссе. Строительство в Северном городском районе снимает необходимость реконструктивных мероприятий и многоэтажного строительства в традиционных дачных микрорайонах Салтыковка и Никольско-Архангельский.

            Северо-западный район  весьма противоречив по своим условиям и планируется контрастным по своему пространственному решению: в квартале Абрамцево сохраняется малоэтажная усадебная застройка, на территории квартала Щитниково – многоэтажная высокоплотная застройка с развитым общественным центром.

            Значительную роль в объединении городских районов в единое целое сыграет линия метрополитена. Станция метрополитена, совмещенная с конечной железнодорожной станцией, станет конструктивным транспортным элементом общегородского центра.

            Западный и Северо-восточный городские районы планируются на основной оси вдоль автодороги М-7 «Волга» и предназначены для развития как высокоплотной многоэтажной застройки с центрами, выходящими на основную городскую магистраль, так и смешанной застройки. Основная пространственная структура районов – многоэтажная застройка, формирующая жилые комплексы, чередующиеся с зонами смешанной застройки, производственного назначения и с парковыми зонами. Центры районов связаны с шоссе «Москва – Н.Новгород», но планируются в глубине районов.

            Юго-западный район, включающий традиционную дачную местность – Никольско-Архангельский и Салтыковку – сохраняется как уникальный, озелененный район со сложившейся планировочной структурой. Центр района размещается на Горьковском направлении Московско-Курского отделения МЖД.

            Восточный район, включающий пос. Заря, дд. Федурново, Черное и Пестово, ориентирован также на Горьковское направление Московско-Курского отделения МЖД и Носовихинское шоссе. В данном районе предлагается как многоэтажная застройка – пос. Заря, ул. Авиарембаза д.Федурново, частично ул.Агрогородок д.Черное, так и малоэтажная – дд. Федурново, Черное и Пестово.

            Южный и Юго-восточный районы, включающие современные сельские населенные пункты дд. Соболиха, Дятловка, Пуршево, с.Новый Милет, дд. Русавкино-Поповщино, Русавкино-Романово, Полтево, Павлино и Фенино, предлагаются для формирования рекреационно-парковой территории комфортного проживания, преимущественно в малоэтажной усадебной застройке.

            Генеральный план рассматривает эти территории в единой структуре всего городского округа Балашиха.

   Первоочередные мероприятия по реализации генерального плана

            Период первой очереди строительства в настоящем генеральном плане принят на 2005-2010 гг. Первоочередные мероприятия отражают основные направления социального, экономического и градостроительного развития округа. Проект первой очереди определяет размещение всех основных видов строительства в округе. Первоочередные мероприятия развития территориального образования направлены на решение наиболее острых социально-экономических, архитектурно-планировочных и инженерно-транспортных проблем, предусматривают максимальную интенсификацию использования сложившихся функциональных зон – жилых, производственных, коммунальных, рекреационных, зон общественных центров – при достижении завершенности и целостности их градостроительной организации.

            Основные принципы выделения первоочередных мероприятий предусматривают:

            - комплексность и взаимосвязанность решения всех вопросов (архитектурно-пространственной организации и облика территории городского округа и его отдельных населенных мест, развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, улучшения качества жизни и отдыха населения и обеспечение местами приложения труда) при завершении и реконструкции существующих и строительстве новых градостроительных комплексов;

            - увязку первоочередных мероприятий с перспективами экономического, территориального, градостроительного развития городского округа на расчетный срок.

            К основным первоочередным мероприятиям относятся:

            - осуществление жилищного строительства на высвобождаемых территориях, что позволит ввести более 3000 тыс. кв. м жилой площади;

            - строительство отдельных объектов культурно-бытового назначения, особо необходимых округу;

            - реорганизацию и вывод экологически опасных предприятий, сельскохозяйственных предприятий со значительными санитарно-защитными зонами или недостаточно эффективных и расположенных на наиболее ценных для округа территориях.

            Намеченные в проекте мероприятия на период 2005-2010 гг. решают первоочередные проблемы округа и закладывают основу для дальнейшего его развития на расчетный срок. В связи с этим предусмотрены значительные объемы работ по опережающему, по отношению к жилищному строительству, развитию инженерной и транспортной инфраструктуры.

Производственно-хозяйственный комплекс

            Одной из основных задач развития округа является восстановление рабочих мест и создание новых для обеспечения местами приложения труда возрастающего по численности населения, а также расширение налоговой базы.

            Целями развития хозяйственного комплекса являются:

            - реформирование производства, выпуск конкурентоспособной продукции, развитие стратегически важных наукоемких отраслей;

            - формирование системы рабочих мест, ориентированных на эффективное использование имеющихся ресурсов и обеспечивающих рациональную занятость населения;

            - селективная поддержка конкурентоспособных отраслей и социально-ориентированных производств;

            - всемерное содействие развитию любых видов малого бизнеса.

            Развитие производственной сферы предусматривает начало проведения упорядочения производственных территорий с использованием выявленных территориальных резервов предприятий и освоения новых площадок на землях сельхозпредприятий. Предполагается за счет перевода земель сельскохозяйственного назначения постепенное высвобождение территорий под жилищное строительство, производственно-коммунальные зоны, социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру, а также под рекреационные цели.

Сфера обслуживания

            Услуги населению – одна из наиболее перспективных сфер занятости населения.

            Развитие социальной сферы, к которой относятся жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, культура и искусство, физкультура и социальное обслуживание населения (детские сады, школы, поликлиники, магазины и т.п.) обусловлено увеличением перспективной численности населения и предусматривается генеральным планом в соответствии с действующими нормативами.

            Важным направлением развития системы культурно-бытового обслуживания является совершенствование ее территориальной организации, направленной на ликвидацию существующей неравномерности в размещении объектов. При этом помимо количественного наращивания  мощностей различных видов обслуживания предусматривается формирование вдоль основных планировочных осей «коридоров обслуживания» - сети предприятий различного типа, размещенных как в первых этажах, так и в отдельно стоящих зданиях.

            В развитие системы центров обслуживания населения заложены основные  принципы ее структурно-планировочной организации.

            Центры местного обслуживания, предназначенные для обслуживания постоянного населения вблизи жилья повседневными и периодическими услугами, формируются на базе сложившейся системы объектов культурно-бытового назначения.

            Центры городского обслуживания с 20-минутным радиусом обслуживания предназначены для массового эпизодического обслуживания в основном постоянного населения в местах концентрации селитьбы.

            Значительную роль в культурно-досуговом обслуживании играют спортивные сооружения.

            Помимо городских спортивных в микрорайонах необходимо развивать сеть спортивных секций, клубов на базе школьных спортивных залов и стадионов, использовать для этих целей первые этажи жилых домов. Проектом предусматривается размещение небольших спортивных площадок и мест активного отдыха во дворах, в непосредственной близости к жилым домам.

Развитие транспортной инфраструктуры

            Согласно разработанному генеральному плану к расчетному сроку внешние транспортные связи городского округа Балашиха с Москвой и областью будут обеспечиваться Горьковским направлением МЖД, в том числе и Балашихинской железнодорожной веткой, сетью автомобильных дорог – М-7 «Волга» (шоссе «Москва – Н.Новгород»), «Москва – Щелково - Черноголовка» (Щелковское шоссе), «Москва – Крутицы - Ликино-Дулево» (Носовихинское шоссе), а также скоростным внеуличным видом транспорта – легким наземным метрополитеном - от станции метро «Щелковская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.

            Проектом предлагается развитие и транспортной инфраструктуры города: увеличение уличной дорожной сети в 1,5 раза, протяженности магистральной сети в 2 раза, строительства 20-ти искусственных сооружений, расширение транспортной сети по протяженности почти в 2 раза, по плотности в 1,5. При увеличении уровня автомобилизации с 240 до 300 машин на 1000 жителей стопроцентное обеспечение местами хранения автотранспорта. Кроме того, планируется создание линии метрополитена протяженностью 26 км с 13-ю пассажирскими станциями, что решительно изменит общую картину потоков в городе. Железнодорожный транспорт возьмет на себя 50 процентов общего выезда.

            Внутригородские автотранспортные связи будут обеспечивать сеть существующих и проектируемых магистральных городских и районных улиц, а также местная улично-дорожная сеть города Балашихи и территорий его развития.

Развитие инженерного обеспечения

            В данном проекте проведен анализ существующего положения и разработаны проектные предложения по всем видам инженерного обеспечения размещаемых объектов на землях городского округа Балашиха.

            В процессе разработки проектных решений по каждому виду инженерного оборудования определены нагрузки и расходы, а также потребные мощности и диаметры трубопроводов.

            Ориентировочная стоимость строительства инженерных сооружений и коммуникаций на расчетный срок составит 11 млрд. 540 млн. рублей, в том числе первая очередь строительства – 3 млрд. 919 млн. рублей.

  Проектом предусматривается:

- прокладка новой и реконструкция магистральной водопроводной сети протяженностью 28,7 км, реконструкция 6-ти существующих ВЗУ;

-         строительство 9 новых ВЗУ;

-         строительство 14 км тепловых сетей;

-         прокладка более 17 км канализационных трубопроводов и строительство новых очистных сооружений;

-         прокладка более 31 км газопроводов.

            Для рассматриваемой территории городского округа Балашиха разработаны принципиальные предложения по инженерному обеспечению: водоснабжению, канализованию, дождевой канализации, тепло-, электро-, газоснабжению и телефонизации.

           В основу заложены перспективные разработки в области инженерного обеспечения, направленные на улучшение жизни не только современного городского, но и сельского населения.

Охрана окружающей среды

            Оптимизация экологической ситуации городского округа, которая в целом оценивается как удовлетворительная, может быть достигнута за счет проведения соответствующих мероприятий, направленных на предотвращение подтопления территорий, нарушений гидрогеологического режима, исключение застройки речных долин, озеленение жилых территорий, строительство системы парков в водоохранных зонах р.Пехорки, а также санацию почвенного покрова территорий выводимых предприятий, ликвидацию стихийных свалок, улучшение качества воздушного бассейна за счет строительства транспортных сооружений на магистралях и очистных фильтров на производственных предприятиях, улучшение акустического режима за счет шумозащитных устройств на магистралях и в жилых домах.

             «Генеральный план городского округа Балашиха» предлагает непростое градостроительное решение. Его сложность обусловлена новой структурой. Наиболее сложными проблемами станут бесконфликтное сосуществование застроенных и природных районов, совершенствование системы транспорта и улично-дорожной сети, сохранение раритетов района как важнейших факторов его инвестиционной привлекательности. Осуществление градостроительной деятельности в соответствии с представленным проектом обеспечит устойчивое градостроительное развитие округа на ближайшие десятилетия.

            Реализация программ, предусмотренных «Генеральным планом городского округа Балашиха», позволит избежать нивелировки индивидуальных черт местности в целом, решить существующие экологические, транспортные, социально-экономические проблемы и в рамках единой структуры местного самоуправления увеличить привлекательность округа, подчеркнув его неповторимые для Подмосковья черты. 

Похожие статьи:

Новости БалашихиГенплан городского округа Балашиха был отправлен на доработку

Комментарии 1

0 Александр #
29 июля 2017 в 18:30
Где можно посмотреть Генеральный план в электронном виде.