Город Балашиха Московская область

Советская 143900 Россия, Московская область, Балашиха +79267800636

В начале 1932 года Советом Народных Комиссаров СССР было принято решение о строительстве в Балашихе заводов...

В начале 1932 года Советом Народных Комиссаров СССР было принято решение о строительстве в Балашихе заводов №120 и 121. Одновременно с постройкой мощнейшего по тем временам предприятия планировали создать новый город. Так в скором времени и возник микрорайон, который мы теперь знаем, как Балашиха-1. Организацией нового производства в Балашихе занимался Василий Иванович Власов – будущий Герой Социалистического Труда и один из самых уважаемых в Советском Союзе директоров авиационных предприятий.
Родился Василий Иванович Власов 1 августа 1906 года в деревне Подосинки ныне Данковского района Липецкой области в многодетной крестьянской семье. У его родителей было восемь детей. Но не знавшая грамоты мать часто путалась с днями их рождений. Поэтому, когда пришла пора Василию заполнять первую анкету, мать не могла припомнить точной даты, знала лишь, что родился он летом. В итоге, условились считать, что Вася родился первого августа.
Он работал в родном селе, окончил местную трёхклассную школу. В 1923 году вступил в комсомол, а в 1925 году был направлен на учёбу в Москву – на рабфак им. М.И.Калинина, а затем в институт советского строительства, готовивший кадры для органов советской власти на местах. Параллельно с учебой Василий Власов работал чернорабочим на складе Лесосиндиката, слесарем-водопроводчиком, слесарем-сборщиком на заводе, упаковщиком. Ещё в период учебы в институте в 1930 году был назначен директором трикотажной фабрики «Кооперативный Октябрь».
По окончании института в 1931 году был направлен в город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), столицу Бурятской АССР, где работал инструктором ЦИК.
Весной 1932 года Власова призвали в РККА. Службу он проходил в зенитном полку, расположенном в Москве.
После демобилизации в ноябре 1932 года Василий Иванович был назначен начальником отдела снабжения строящегося авиаагрегатного завода № 120 главного управления авиационной промышленности в посёлке Балашиха. С тех пор Власов ни на день не порывал с авиационной промышленностью.
Строительство механического завода № 120 Спецтреста ГУАП НКТП было начато в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров № 199-40 от 22 марта 1932 года. Местом был выбран пустырь у деревни Горенки на шоссе Энтузиастов.
После начала строительства завод был переориентирован на производство двигателей. Застройка и пуск нового для Балашихи предприятия происходили в период с 1933 по 1938 год. Организацией производства и занимался Василий Иванович Власов.
Строить нужно было быстро – в то время начиналась новая эра в развитии авиации, стране требовалось много современных самолётов, особенно военных.
Первый производственный корпус (механический) 120-го завода был возведен в Балашихе в 1933 году. Тогда же было начато производство спицевых авиационных колёс и клапанов управления. В начале 1935 года сюда было передано металлургическое производство по выпуску алюминиевого и магниевого проката с завода № 34. В июле 1936 года на заводе организовано КБ. Ещё через некоторое время начал действовать опытный отдел с опытным цехом по разработке колес и тормозов.
В 1937 году введён в строй главный литейный корпус, а в 1938 году началось серийное изготовление отливок из магниевых сплавов. Позже на базе этого производства был создан Балашихинский литейно-механический завод.
Как и планировалось, восточнее завода возник поселок (ныне микрорайон Балашиха-1), в котором вначале были построены одноэтажные бараки и 2-этажные стандартные дома, а чуть позже стали возводиться современные пятиэтажки (аналогичные, кстати, строились в Москве, близ станции метро «Маяковская» и на Каланчевской набережной), школы, больницы, детские сады, ясли и другие объекты. А вот на другой стороне Горьковского шоссе возник еще один поселок – Первомайский. Но ему, в отличие от будущего центра, градостроители уделили меньше внимания, поэтому он застраивался в основном зданиями барачного типа. Многие из них, кстати, стоят здесь и по настоящее время.
Развитием социальной инфраструктуры тоже занимался Василий Иванович Власов. Он отлично справился со своей работой и его решили повысить в должности – в январе 1939 года он стал заместителем директора завода № 120 по капитальному строительству.
Посёлок рос и развивался, во многом благодаря новому заводу. Результатом стало постановление Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1939 года о том, что «рабочий посёлок Балашиха преобразовать в город, сохранив за ним прежнее наименование»
До начала Великой Отечественной войны именно балашихинский завод №120 был головным и единственным предприятием в Советском Союзе, специализирующемся на выпуске авиаколёс и тормозов. Завод также выпускал агрегаты управления, а с 1938 года приступил к производству артиллерийских колёс.
В самом начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, когда враг приближался к Смоленску, предприятие эвакуировали на Урал – в город Нижний Тагил. Эвакуироваться нужно было срочно, так как атаки немецких бомбардировщиков могли в любой момент уничтожить завод, а он– единственный в стране – производил колесные агрегаты для шасси всех самолетов. Часть заводского оборудования и коллектива, включая семью замдиректора Власова, погрузили в товарняк и отправили в Нижний Тагил.
Власову поручили в кратчайшие сроки обеспечить производство авиаколёс практически на голом месте. С этой задачей он справился успешно, обеспечив строительство предприятия и развертывание производства тормозных барабанов и авиаколес.
– Прибыв с эшелоном на Урал, Василий Иванович, во-первых, решительно отклонил предложение уполномоченного Наркомавиапрома о размещении филиала на площадях одного из заводов Челябинской области, который не имел никаких признаков современного машиностроения, – вспоминал бывший главный механик завода №120 М.Гринберг. – Власов твёрдо настоял на базировании вблизи ТЭЦ, газовой магистрали и залежей необходимых формовочных земель. Второе, чего он добился – это прикомандирования к филиалу строительного батальона, а третье – отведения площадей под большой литейный цех магния и сооружения в нем десяти магниевых печей.
За короткое время были построены цех магниевого литья, десять магниевых и две флюсовых печи, мощность филиала превысила мощность основного балашихинского завода.
В марте 1942 года Власова отзывают в Москву и назначают заместителем директора завода №487 Наркомавиапрома. А в ноябре 1943 года, сразу после освобождения Киева, Василия Ивановича назначили директором киевского завода № 485 им. Артёма, где в полной мере проявился его талант руководителя, сумевшего превратить небольшое предприятие в гигант ракетостроения.
В кратчайшие сроки он сумел наладить производство продукции для фронта – серийный выпуск авиационных бомбо-ампульных связок БАС-1, а чуть позднее и пусковых устройств реактивных снарядов для самолетов штурмовой авиации. Новый директор задал такой темп работы, что уже в первом квартале 44-го было освоено 12% довоенных производственных площадей, а в октябре эта цифра равнялась 84%.
В 1945 году заслуги В. И.Власова были отмечены орденом Красной Звезды, который вручали, как правило, воинам, отличившимся на фронте. Кстати, награды он надевал в исключительно редких случаях, даже Звезду Героя.
К 1945 году объём производства завода им. Артёма уже вырос в два раза по сравнению с довоенным уровнем, а к 1947 году предприятие добилось рентабельности производства и отказалось от государственной дотации.
Начиная с 1949 года, завод постоянно строился и расширялся. Было освоено производство широкой номенклатуры электромеханических устройств для самолетов разных типов. Любой самолет той поры был начинён электромеханизмами самого разного назначения, которые производились на заводе, которым руководил Власов.
В 1958 году коллектив освоил выпуск управляемых ракет «воздух-воздух», номенклатура которых расширялась год от года, созданы автономные поверочные комплексы для проверки готовности ракет перед подвеской к самолету перед боевым вылетом.
Он избирался депутатом Верховного Совета УССР, Киевского городского совета, был членом Киевского городского комитета КПСС, членом бюро Шевченковского райкома КПСС.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года Василию Ивановичу Власову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
На пенсию Василий Иванович вышел 1 сентября 1974 года. Жил в Киеве. Умер 27 сентября 1977 года. Похоронен на городском кладбище «Берковцы» в Киеве.
В Киеве на фасаде здания завода имени Артема (ныне – Государственная акционерно-холдинговая компания «Артем») по улице Ювеналия Мельникова, где в 1943 –1974 годах работал Василий Иванович Власов, была открыта мемориальная доска в его честь.

Похожие статьи:

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!