Город Балашиха Московская область

В Балашихе родилось немало знаменитостей. Среди них и актёры Пётр

В Балашихе родилось немало знаменитостей. Среди них и актёры Пётр
В Балашихе родилось немало знаменитостей. Среди них и актёры – Пётр Красилов, Антон Хабаров, Василий Уткин, блеснувший в фильме «День выборов». Но имя ещё одного нашего земляка Ивана Воронова стоит особняком. Его до сих пор помнят коллеги и зрители за воплощение в жизнь образов, вошедших в историю отечественного театрального искусства.
Иван Дмитриевич Воронов родился 19 января 1915 год в селе Новый Милет (ныне – в составе городского округа Балашиха) в большой крестьянской семье, где, кроме него, росло ещё шестеро детей. И почти все выбились в люди, как говорили тогда. Старший брат, Ефим, стал известным юристом по уголовным делам, а младший - Дмитрий - известным в стране химиком.
В 16 лет Иван поступил в школу Фабрично-заводского училища, и получил две специальности – электрика и слесаря-инструментальщика. «Всю жизнь, даже будучи уже народным артистом, он не чурался работы по дому – красил, чинил, мастерил, - писала о Воронове искусствовед Анна Синяткина. - И напряжение в электропатроне «измерял» профессионально – пальцем!».
Именно учёба в училище определила дальнейшую судьбу Ивана Воронова. Нет, он не пошёл в электрики, а попал в самодеятельность, и так ему это понравилось, что местный педагог, видя старания ученика, посоветовал заняться театром по-настоящему.
В 1934 году Воронов поступил в Театральное училище имени В.Э. Мейерхольда. Учился он так хорошо, что Всеволод Мейерхольд (кстати, частенько жившего рядом с Новым Милетом - на даче в Горенках) перевел его в основную труппу за год до окончания курса.
В 1938 году Воронов окончил Театральное училище имени В.Э. Мейерхольда, играл в Госцентюзе вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Когда началась война, Иван Воронов попал на передовую в составе Фронтового Комсомольско-молодёжного театра при ВТО, а с 1944 года играл в труппе Центрального детского театра (ныне - РАМТ) на протяжении 60 лет (до 2004 года)!
Именно здесь, на сцене детского театра, талант Воронова раскрылся в полной мере. Он сыграет в этом театре более 35 персонажей, среди которых такие мощные и врезающиеся в память, как Борис Годунов, Ноздрев, Жан Вальжан и многие другие. Здесь артистом были созданы образы, вошедшие в историю отечественного театрального искусства.
Евгения Пресникова, игравшая здесь с 1962 по 2014 годы, отмечает, что это был «самый мощный актер» из всех, кого она знала в театре. Но при этом она рассказала, что Иван Дмитриевич был очень чувствительным и мог заплакать даже во время читки пьесы: «Я никогда не видела, как он работал над ролью. На репетиции он приходил абсолютно готовым и эмоционально был наполнен так, что становилось как-то неловко. Проходила рядовая репетиция, а он был просто на грани».
Спектакль «Борис Годунов», в котором Воронов играл царя, критиковали. Но публика на него шла, потому что спектакль был выдающимся, как и работа в нём Воронова.
- Лев Дуров, исполнявший роль царевича Федора, любил рассказывать историю с репетиций, - пишет Анна Синяткина. - У них никак не получалась сцена прощания Бориса с сыном. Эфрос считал, что наставления, которые Борис перед смертью дает сыну – это не наставление будущему царю, это что-то другое, отцовское – а у них не получалось. Тогда Дуров предложил попробовать так – он нафантазирует, будто умирает его собственный папа, а Воронов – будто он умирает по-настоящему, и сыграть это. Тот согласился – и они попробовали. Воронов произносил монолог, говорил, говорил, а Дуров – вбежав в комнату, рыдал у него в коленях, по-настоящему. И вдруг Иван Дмитриевич начал заговариваться, а потом рухнул, потерял сознание и стал действительно умирать.
Вызвали «скорую помощь», откачали, он выдохнул и с трудом пришел в себя.
Эфрос кричал, что так нельзя, что это не искусство… Но сцена стала получаться…
Ещё одной любимой ролью у Ивана Дмитриевича была диаметрально противоположная – Ноздрёв в «Мёртвых душах» Гоголя. По воспоминаниям современников, он был Ноздрёвым замечательным, мощным, полным энергии.
- Трудно представить себе такое о человеке, положившим жизнь свою на алтарь искусства. Но не одна, а две страсти было у Ивана Дмитриевича Воронова – его театр и его семья, - писала о Воронове Анна Синяткина. - Воронов был человеком чёрного и белого. Серого не признавал – возможно, сказывалась школа Мейерхольда. Если работал с хорошим режиссером – влюблялся в него сразу, как, например, в Эфроса.
Впрочем, и другие роли в исполнении Ивана Воронова запомнились зрителям.
- Когда мне было лет восемь, автор пьесы «Рамаяна» Наталья Романовна Гусева повела меня в Центральный Детский Театр на этот спектакль, - вспоминает Сергей Рокотов. - Мало того, что сам спектакль произвел сильнейшее впечатление своей загадочностью, своими костюмами и прекрасными актерами - Геннадий Печников, Роберт Чумак, Татьяна Струкова и другие, так еще удалось попасть за кулисы, где я нос к носу столкнулся с главным демоном Раваном - Иваном Дмитриевичем Вороновым. Он шёл, огромный, могучий, в своем сказочном, расшитым золотом наряде. Как все это было прекрасно и интересно для восьмилетнего мальчика - настоящий праздник! В последнее время я часто бываю за кулисами театров, но то впечатление не сравнить ни с чем! Сейчас это работа, встречи, тогда это была сказка!
Оценило его вклад в театральное искусство и советское руководство. В 1962 году Ивану Воронову было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Он – лауреат двух Сталинских премий - в 1946 году за исполнение роли Караколя в спектакле «Город мастеров» Т. Г. Габбе, и в 1950 году - за роль Умпаниса в спектакле «Я хочу домой» С. В. Михалкова. В 1967 году его наградили орденом «Знак Почёта». А в 1985 году за исполнение роли Жана Вальжана в спектакле «Отверженные» по В. Гюго он был удостоен Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского. Помимо этого, Иван Дмитриевич - лауреат Премии города Москвы (2002 г.).
Вы не поверите, но именно творчество Ивана Воронова сыграло решающую роль в выборе актёрской профессии для легендарной Надежды Румянцевой. Её кумиром в детстве стал… Иван Воронов, который играл Фамусова в спектакле «Горе от ума». Тогда юная Надежда смело и громко сказала: «Я буду читать монолог Фамусова!». И со всем своим темпераментом сделала это, когда оказалась перед приёмной комиссией в школе-студии Центрального детского театра. Разумеется, Румянцева поступила. А Воронов позже полушутя сказал: «У меня нет сил быть жестоким, когда на сцене я смотрю в глаза этому обездоленному ребенку». И когда, много лет спустя, уже будучи известной актрисой, она наведывалась в театр, здесь шутили: «Фамусов пришел! Может, возобновим постановку?».
Он был настоящим профессионалом. «Иван Дмитриевич Воронов приходил за полтора часа до спектакля – не важно, что он в этот момент играл, - вспоминает актриса Ульяна Урванцева. - И даже в спектакле «Капитанская дочка», выходя на сцену в конце 1-го или начале 2-го акта, он все равно приходил за полтора часа до начала, а не за 15 минут, как у нас сейчас прибегают артисты молодые».
В кино Воронов поначалу запомнился по резко отрицательной роли жандармского полковника Полотенцева в «Первых радостях» (1956 год, режиссёр Владимир Басов) и продолжении этой истории - «Необыкновенном лете» (1957 г.); потом по сдержанному коменданту Горок в «Рассказах о Ленине» (1957 г., режиссёр Сергей Юткевич).
В 1970–1980-е годы выявили в творчестве Воронова новые черты. С возрастом оттачивались характеристики персонажей, навыки мейерхольдовской школы: ювелирная отделка жеста, богатство интонаций, владение мимикой. Так, необычная роль ему досталась в популярной советской детективной киноленте «Версия полковника Зорина» (1978 год, режиссёр Андрей Ладынин), где он предстал в образе Фёдора Филипповича Баранько, он же «Тихий», старого «медвежатника». В фильме «Идеальный муж» (1980 г.) Иван Дмитриевич сыграл Мэсона - дворецкого сэра Роберта Чилтерна, а в комедийной мелодраме «Назначение» (1980 г.) - отца главного героя Алексея Лямина (в исполнении Андрея Миронова).
Снимался он и в легендарном фильме «Экипаж» (1980 год, режиссёр Александр Митта), где сыграл роль раненого главбуха на борту терпящего бедствие авиалайнера. Ещё одна роль, по которой его помнят зрители – Министр в фильме «Опасный возраст» (1981 год, режиссёр Александр Прошкин) про парфюмера-дегустатора Наркиса Михайловича и его семью. А последняя роль Ивана Дмитриевича в кино - историк Миллер в «Михайле Ломоносове» (1986 год, режиссёр Александр Прошкин) - во многом заблуждающийся, но честный и принципиальный человек; её Воронов исполнил очень проникновенно, несмотря на малый объем роли.
В театре Иван Воронов играл и уже в совсем преклонном возрасте.
- Он очень плохо ходил после инсульта, передвигался, держась за притолоку, - вспоминал о том времени сын актёра Никита Воронов. - Но вот подходит время идти на спектакль – и наш дед идет в ванную, бреется, надевает чистую рубашку, галстук, у него вдруг меняется осанка, выпрямляется спина. Выходит из дому, идет к троллейбусной остановке с полным достоинством сильного человека. Вечером я встречал его после спектакля, он приходил с цветами, усталый, счастливый, ужинал, садился на диван, вспоминал о спектакле, рассказывал, как он прошёл…
Как пишет Анна Синяткина, с роли Жана Вальжана Воронову пришлось уйти по возрасту. Зато ему доверили сыграть центральную роль графа Доринкура в «Маленьком лорде» – последнем спектакле, как для него самого, так и для режиссера – Анны Алексеевны Некрасовой. Когда после представления Иван Дмитриевич спускался в метро, его ждала толпа людей, которая мгновенно окружала его – цветы, автографы, суета.
- Что мне нравится в моей профессии больше всего, так это то, что ей можно заниматься всю свою жизнь, до самого конца физического, - рассказывает актёр Иван Пахомов. - В нашем театре служил Иван Дмитриевич Воронов. Ему было далеко за восемьдесят, он был одним из учеников Мейерхольда. Но до самого конца он играл в спектаклях, являлся примером для нас, мы учились у него.
Иван Воронов был ещё и неплохим публицистом. Он печатался в журнале «Театральная жизнь», входил в редколлегию этого журнала и был членом исполкома Всемирной организации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ).
Ушёл из жизни Иван Дмитриевич 6 августа 2004 года в Москве в возрасте 89 лет. Похоронен актёр на Ваганьковском кладбище Москвы.
Иван Воронов был женат на Азе Ивановне Гогленковой, имел трех детей. Его сын - Никита Иванович Воронов (1950 - 2015), сценарист, режиссер-документалист. Снял фильм о жизни своей семьи под названием «Часы и годы».
Об актёре помнят, его творчество почитаемо и сейчас. Так, в декабре 2015 года на Маленькой сцене РАМТа прошёл вечер, посвященный 100-летию со дня рождения актера Центрального детского театра и РАМТа, народного артиста РСФСР Ивана Дмитриевича Воронова. Разные поколения бывших и нынешних актеров и других сотрудников театра собрались почтить его память, поделившись своими воспоминаниями о его жизни и творчестве. В ходе вечера памяти Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТа, охарактеризовал Ивана Дмитриевича, как «инициатора, с огромной жаждой жизни, творчества и человеческого существования», а его юмор – как «настоящий и подлинно артистичный». Встреча сопровождалась видеофрагментами спектаклей и фильмов, в которых снимался Иван Воронов, а также концертной программой, подготовленной разными поколениями артистов РАМТа.
716 просмотров

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!