Город Балашиха Московская область

В 1959 году в Кучино на постоянное место жительства приезжает заслуженный человек полковник, лётчик-ас, Герой Советского Союза Николай

В 1959 году в Кучино на постоянное место жительства приезжает заслуженный человек полковник, лётчик-ас, Герой Советского Союза Николай
В 1959 году в Кучино на постоянное место жительства приезжает заслуженный человек – полковник, лётчик-ас, Герой Советского Союза Николай Михайлович Гусаров. За годы Великой Отечественной войны он сбил 30 самолётов противника, а в послевоенные годы командовал полком. Но вместо полагающейся ему по статусу административной работы Николай Гусаров пошёл трудиться… простым рабочим-обжигальщиком на Кучинский керамический комбинат.
Родился Николай Михайлович Гусаров 4 декабря 1917 года в деревне Новосёлки ныне Колпнянского района Орловской области в большой крестьянской семье – у него было два брата и сестра. Окончил два курса Орловского семеноводческого техникума и мечтал работать в колхозе по специальности. Но судьба рассудила иначе.
В 1936 году Николая призвали в Красную Армию и направили на учёбу в знаменитую Качинскую военную авиационную школу лётчиков, которая была открыта ещё в 1910 году, одной из первых в России. Среди выпускников Качинской школы лётчиков – будущий трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, а также двенадцать дважды Героев СССР и 284 Героя Советского Союза, среди них – и Николай Гусаров.
Авиашколу он окончил в 1939 году и в составе 12-го истребительного авиационного полка 69-й истребительной бригады участвовал в освободительном походе в Западную Украину в 1939 году и в освобождении Бессарабии в июне 1940 года. Затем полк, где служил Гусаров, перевели на аэродром в город Станислав (ныне – Ивано-Франковск). Здесь Николая Гусарова и застала война.
К боям он был готов – еще до войны славился как меткий стрелок. Снайперское мастерство лётчика было отмечено наградой – именными золотыми часами от Маршала Советского Союза С.М. Будённого.
– 22 июня 1941 года в три часа утра командиру полка позвонил командир дивизии Демидов и посоветовал не спать, тревожно как-то, – писал о событиях тех лет фронтовой корреспондент Л.В.Козлов. – Сказать иначе он не мог. Но командир 12-го истребительного авиаполка П.Т.Коробков понял беспокойство своего генерала и отдал приказ поднять лётный состав, который остался на воскресенье на аэродроме. Он приказал рассредоточить и убрать с лётного поля боевые машины. Сам же поднял свой «ястребок» в воздух и несколько раз низко пролетел над городом Станисловом, таким образом, подавая условный сигнал тревоги лётчикам полка.
Прилетевшие вскоре немецкие бомбардировщики поняли, что они «отработали» впустую. Оставшиеся невредимыми наши истребители поднялись в небо и учинили противнику разгром. В одном из своих первых вылетов на стареньком истребителе И-16 командир звена старший лейтенант Н.М. Гусаров сбил первый самолёт противника. Первый из тридцати за ту войну…
Гусаров повёл в бой свою четвёрку «ишаков» – так называли в войсках истребитель И-16 (правда, немецкие пилоты за высокую маневренность прозвали этот советский истребитель «крысой» или «мухой») и неожиданно обнаружил большую группу гитлеровских самолётов – одиннадцать бомбардировщиков Ю-88, которых прикрывали истребители Ме-110. Николай Гусаров атаковал противника, заставил его сбросить бомбовый груз до цели и лично, на глазах у всего личного состава полка, сбил Ю-88, который горящим упал в районе аэродрома Боушев. За этот успешный бой Н.М. Гусаров был награжден первым своим боевым орденом – орденом Красного Знамени.
Всего же в первый день летчики 12-го истребительного авиаполка П.Т. Коробкова одиннадцать раз уходили на выполнение заданий, сбив при этом 23 фашистских самолета.
После этого полк, где служил Гусаров, участвовал в тяжелейших воздушных боях на Украине в районе Винницы и Днепропетровска. Лётчикам было непросто – они делали по три, а то и по пять вылетов в день. За этот период Николай Михайлович лично сбил шесть самолетов противника, за что был представлен к ордену Красной Звезды.
Зимой 1941 года 12-й истребительный авиаполк был переброшен на Крымский фронт и получил новые самолеты ЛаГГ-3. Гусаров участвует в Керченско-Феодосийской десантной операции, обороне Севастополя. На его счету появилось ещё три сбитых самолёта противника. Как одного из самых опытных лётчиков, его назначают заместителем командира полка.
К тому времени его имя уже было хорошо известно среди советских лётчиков. В начале 1942 года газета «Красная звезда» поместила снимок, на котором Николай Гусаров был запечатлён у фюзеляжа своего самолета с семью звездочками на борту. Подпись гласила: «Известный летчик Николай Гусаров, сбивший семь фашистских самолетов».
Этот снимок спустя некоторое время едва не стоил жизни его отцу –Михаилу Титовичу. Партизаны тайно доставили газету с фотографией Николая в деревню, где жила его семья. Об этом узнали немцы. Михаила Титовича жестоко избили, после чего он почти полностью потерял зрение. Спасло его только вмешательство немецкого генерала, который велел отпустить Гусарова-старшего, заявив, что преклоняется перед отцом Героя.
Летом 1942 года, в тяжелейших боях под Харьковом, летая уже на самолёте ЛаГГ-3, Николай Михайлович одержал несколько блестящих побед. А 11 ноября на подступах к станции Осташков в неравном воздушном бою Гусаров сбил лично один немецкий самолет Ме-109 и три самолета Хенкель-111 в группе.
С марта 1943 года его полк получает новые самолеты – Ла-5 и направляется на Центральный фронт, где развернулись бои на Курской дуге. К тому времени Н.М. Гусаров получил звание капитана и служил заместителем командира 486-го истребительного авиационного полка.
В первый день Курской битвы, 5 июля 1943 года, когда немецкие танки пошли на прорыв наших позиций, над станцией Поныри, прикрывая наши войска на самолёте Ла-5, Николай Гусаров в воздушном бою сбил два вражеских истребителя, причём один из них – таранным ударом.
В этот день он патрулировал небо над полем боя во главе четвёрки истребителей и вынужден был вступить в бой с восьмью немецкими «мессерами», которые прикрывали бомбардировщики. Чтобы напугать немецких лётчиков, Гусарову пришлось идти на таран. Ему это удалось – четвёрка советских Ла-5 помешала точному бомбометанию по позициям советских войск.
Самого же Гусарова после тарана выбросило из самолёта, но, к счастью, лётчик успел выпустить парашют. Как впоследствии рассказывал Николай Михайлович, он некоторое время был без сознания и очнулся в воздухе, почувствовав холод. Но приземлился удачно, после чего был доставлен в госпиталь с контузией. За эти бои Н.М.Гусарова наградили вторым орденом Красного Знамени.
После победы на Курском выступе наши войска стремительно преследовали врага на Украине. В ответ на это немцы решили выстроить у Днепра эшелонированную оборону. Капитан Гусаров обеспечивал авиационное прикрытие наших войск при форсировании Днепра, сбив при этом ещё несколько немецких самолётов.
Всего же к ноябрю 1943 года на счету майора Гусарова было 432 боевых вылета, в 69 воздушных боях он сбил лично 15 и в составе группы 14 самолётов противника.
Звание Героя Советского Союза майору Николаю Михайловичу Гусарову было присвоено 4 февраля 1944 года с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Тем временем полк майора Гусарова в начале 1944 года перебросили в Молдавию. Здесь Николаю Михайловичу поручили ответственное задание – избавить наши наземные войска от действий самолётов разведки противника, которые пехотинцы прозвали «рамами». Гусаров выследил разведчика и с особой радостью отправил его горящим к земле. Наградой герою стал орден Александра Невского.
В январе 1945 года начались тяжелые бои за освобождение Будапешта, в которых также участвовал полк майора Гусарова. Теперь Николаю Михайловичу предстояло участвовать в ликвидации «воздушного моста», по которому на самолётах Ju-52 в окружённую венгерскую столицу перебрасывались подкрепления и продовольствие. Воздушная «охота» увенчалась успехом – лётчики 486-го истребительного авиаполка сбили немало транспортников противника, один из них – на счету Гусарова.
Встретил Н. М. Гусаров день Победы в Чехословакии, затем был участником Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Всего же за годы войны Николай Гусаров совершил 501 боевой вылет, сбил не менее 30 самолётов.
В 1949 году Николай Михайлович окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. Был командиром полка, лично испытывал новые военные самолеты. В 1953 году во время одного из испытательных полетов Гусаров сумел посадить загоревшийся самолет, но сильно обгорел, почти потерял слух на одного ухо. В 1955 году по состоянию здоровья он вышел в запас в звании полковника.
После отставки поселился в городе Железнодорожный, который сейчас вошёл в состав Балашихи. Он не мог не работать. Но вместо полагающейся ему по статусу административной работы пошёл… на завод простым рабочим. В 1959 году Н.М. Гусаров устроился на Кучинский керамический комбинат, и двадцать лет работал обжигальщиком в цехе пеностекла.
Умер Николай Михайлович 3 сентября 1979 года. Похоронен в Балашихе на Пуршевском кладбище.
В 1995 году на здании «АО Керамкомбинат» установлена мемориальная доска в память о Герое Советского Союза, рабочем - обжигальщике Н.М. Гусарове. Бюст Героя установлен в посёлке Колпны Орловской области.
626 просмотров

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!