Город Балашиха Московская область

Славная история Опытного поля в Балашихе Сегодня хочу рассказать вам, друзья, об истории создания в Балашихе научно-исследовательской

Славная история Опытного поля в Балашихе Сегодня хочу рассказать вам, друзья, об истории создания в Балашихе научно-исследовательской
Славная история «Опытного поля» в Балашихе
Сегодня хочу рассказать вам, друзья, об истории создания в Балашихе научно-исследовательской аэродромной станции и возникновении микрорайона им. Гагарина, который в народе чаще называют Опытным полем.
Почему Опытное? Все дело в том, что именно в Балашихе в 30-е годы прошлого века и зарождалась отечественная инженерно-аэродромная наука. Появилась она не случайно. С развитием авиации возникла необходимость в удобных и прочных покрытиях взлетно-посадочных полос, ангарах, электрическом оборудовании. Вот почему в недрах строительно-квартирного управления РККА и родилась мысль о создании специализированной службы.
Ещё в 1930 году на Центральном аэродроме в Москве появился опытный участок, который вскоре провел комплексные испытания экспериментальных аппаратов, водомаслогреек, дерновых покрытий.
Показ достижений так понравился военному начальству, что в 1934 году участок переформировали в опытную станцию. В 1935 году она была перебазирована на 21-й км Щелковского шоссе на место нынешнего микрорайона им. Гагарина. Именно этот момент и можно считать днем рождения Опытного поля.
В 1938 году здесь было всего 17 человек личного состава. Но уже в 1943 году было 50 человек. И станция, по сути, превратилась в учебный центр, где проходили переподготовку командиры инженерно-аэродромной службы.
Развивалась и база аэродромной станции. Прежде всего, совершенствовалась система сохранности самолетов. В НИАС проектировали и испытывали новые ангары, ведь летательные аппараты тех времен строили преимущественно из дерева, которое, как известно, служит не очень долго. Но в штате станции были и агрономы, которые занимались выращиванием специальных трав, которые создавали прочный «ковер» для посадки советских самолетов.
Кстати, в Балашихе долгое время ходили слухи о том, что на Опытном поле испытывали какие-то отравляющие вещества, даже - бактериологическое оружие. Все это, конечно, неправда. Ну а виновата в слухах обычная советская секретность, ведь слышали люди, что станция - опытная, вот и подумали Бог знает что.
Тем не менее, название Опытное поле прочно закрепилось за посёлком, а ныне микрорайоном им. Гагарина. Ну а первые дома здесь появились в далеком 1940 году. Вначале было построено деревянное служебное здание, которое, кстати, сохранилось до сих пор. Затем - гараж и деревянная мастерская для изготовления опытных образцов деревянных агрегатов-гладилок, катков и снеготасок. В этом же 1940 году построили внутреннюю дорогу, электролинию, подвели телефон.
При участии инженера строительства Дворца Советов Эберзина в недрах балашихинской аэродромной станции была разработана оригинальная экспериментальная машина для очистки взлетно-посадочных полос от снега. Её назвали воздуходувкой. Зимой 1940-1941 годов установка была испытана.
В 1942 году при станции создаются отделения: взлетно-посадочных полос и сооружений, летных полос, механизмов, гидротехники, агротехники и маскировки. В штате также появились чертежно-конструкторское бюро, редакционно-издательская часть.
Новый этап в жизни станции приходится на август 1946 года. Именно тогда было принято решение на базе НИАС ВВС создать научно-исследовательский аэродромный институт (НИАИ), который возглавил бывший начальник отдела аэродромной службы 4-й воздушной армии К.С.Макеев. Все это было закономерно - началась эра реактивной авиации, что потребовало совершенно новых условий для современных типов самолетов. Теперь необходимо было создавать суперпрочные бетонные покрытия.
С 1961 года начался следующий этап в жизни Опытного поля - на базе НИАИ был создан 26-й центральный научно-исследовательский институт. По официальной формулировке в его компетенцию входило «комплексное решение проблем инженерного обеспечения базирования видов Вооруженных сил СССР и разработка эффективных методов их защиты от современных средств поражения». Иными словами - дальнейшее совершенствование аэродромного строительства, рассчитанного теперь не только на базирование тяжелых самолетов, но и космических аппаратов. Кстати, знания специалистов института пригодились в конце 80-х годов при запуске «Бурана». Именно они обеспечивали проектирование уникального комплекса сооружений для надежной посадки орбитального корабля.
946 просмотров

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!