Город Балашиха Московская область

Советская 143900 Россия, Московская область, Балашиха +79267800636

Сегодня мне позвонила Татьяна Владимировна Заичкина член Общественной палаты Щёлковского муниципального...

Сегодня мне позвонила Татьяна Владимировна Заичкина – член Общественной палаты Щёлковского муниципального района и пригласила на памятный вечер, посвящённый столетию Государственной академической хоровой капеллы имени Юрлова – легендарному коллективу, который в советское время даже был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
Оказывается, в Щёлково, где и создавался прообраз будущей капеллы, помнят мой материал об истории прославленного коллектива, опубликованный десять лет назад в местной газете «Время» и в краеведческом журнале «Щёлково». Очень и очень приятно. Поэтому не премину возможностью сегодня предложить этот материал вашему вниманию. Статью, кстати, можно прочитать и в Государственной публичной библиотеке России. Она есть в фондах.
О хоровой капелле имени А.А. Юрлова, наверняка, хоть раз в жизни слышал каждый россиянин. А кто-то даже вживую наслаждался творчеством знаменитых хоровых исполнителей. Но мало кто знает, что предшественник будущей гордости российской певческой школы – хор И.И. Юхова был создан в Щёлкове.
Этот церковный хор гремел в те времена на всю Россию. Его приезжал слушать Сергей Рахманинов, восхищавшийся искусством подмосковных артистов, представители царской фамилии, знаменитые меценаты. А популярность Щелковского хора к первой мировой войне стала настолько большой, что за грампластинками наших артистов стояли очереди.
Основатель хора - Иван Иванович Юхов родился 2 октября 1871 года. Его отец был обладателем замечательного и редкого по красоте баса. А дед, известный тенор, наладил в свой слесарной мастерской в Москве не только изготовление деталей и механизмов, но и… артельное пение, очень популярное в те времена. Причем, в мастерскую он брал исключительно рабочих с хорошим голосом. Так что Юхов-младший продолжил славные традиции предков.
Семья у него была большая – десять братьев и сестер. «У отца был бас-октава бархатистого тембра, все церковные старосты наперебой приглашали его на службу - тогда в церкви собиралось много народу, - вспоминала сестра Ивана Юхова Клавдия Шабельская. - Среди сестёр особенным голосом выделялась Анна (лирико-драматическое сопрано). Когда она пела, многие специально приходили ее слушать, а некоторые являлись даже домой посмотреть - как выглядит та, что так чудно поёт».
Как и отец с дедом, Иван Юхов стал пропагандистом хорового пения. После окончания школы он поступает в хор Галичникова, а затем поет в капелле Губонина. Одновременно работает конторщиком у своего коллеги по капелле – известного промышленника Владимира Лыжина.
…И вот наступает 1900 год. В новый век Юхов решает войти с собственным хором. В Щёлкове он вначале организует семейный ансамбль, где помимо отца и четырех сестер участвовали несколько друзей. А вскоре к семейству присоединяются рабочие фабрики Рабенека в Щёлкове и Мытищинского вагоностроительного завода. Так и возник хор, который вскоре стал одним из самых известных в Российской империи.
Вот как вспоминает о том времени Клавдия Шабельская, сестра Ивана Юхова: «Пели мы русские песни. Узнали об этом с чугунолитейной фабрики немца Рабенека. Стали приходить. Потом решили выступить в Мытищах. Нас чуть ли не на руках несли после концерта! Такой успех! С этого все и пошло».
Интересно, что среди участников нового коллектива был и еще один житель Щёлкова - протодиакон отец Михаил Холмогоров. Он обладал уникальным по красоте басом. Рассказывают, что его голос буквально завораживал прихожан. Отца Михаила даже называли церковным Шаляпиным. Уже в советское время он был арестован, в тюрьме потерял голос и умер в начале 50-х годов.
В течение трех лет хор Ивана Юхова формируется из щёлковских рабочих, обретает мастерство, выступает с концертами на местных фабриках и заводах. И вскоре руководитель коллектива начинает понимать, что места ему в Щёлкове и Мытищах мало – пора выходить на всероссийский уровень. В 1903 году хор перебирается в Москву. Поначалу пели, в основном, в храмах. Здесь на щёлковских артистов и обратили внимание известнейшие по тем временам меценаты, бывшие, к тому же, старостами крупнейших церквей древней столицы - В.А. Лыжин, С.А. Протопопов, Н.И. Прохоров и И.Д. Сытин. Они помогают материально в становлении хора, а вскоре начинают организовывать концерты.
Особенно Юхов сближается с семейством фабрикантов Прохоровых, а его хор часто выступает с концертами перед служащими товарищества Прохоровской Трёхгорной мануфактуры. Но не только – гастролей хватало. Вот что писала об одном из таких выступлений, приуроченных к десятилетию коллектива (а именно – 28 ноября 1910 года), тогдашняя российская пресса: «Зал был переполнен публикой. Юбиляра встретили долгими аплодисментами. Были ценные подношения и приветственные адреса. Кроме голосов, в дело были введены фортепиано, орган и даже арфа (в аккомпанементе). Все это придавало концерту большое разнообразие. Поет хор г. Юхова хорошо и, небольшой по составу (в нем всего около сорока человек), отличается очень хорошим подбором голосов».
А вскоре посыпались предложения от ведущих граммофонных фирм – «Братья Пате», «Граммофон», «Зонофон», «Омокорд». В итоге, к революции 1917 года дискография хора содержала около 300 записей духовной музыки и свыше 150 авторских сочинений и обработок народных песен. С хором пели такие известные по тем временам артисты, как солистка Императорской оперы А.В. Нежданова, артист Императорской Санкт-Петербургской оперы А.В. Белянин. Они принимали участие в записях московских протодиаконов А.И. Здиховского и К.В. Розова, и симфонических концертов С.Кусевицкого.
Удивительно, но одним из самых удачных сезонов для хора Юхова стал сезон 1917 года. Так, 12 марта был дан большой концерт в Сергиевском народном доме в пользу Московского славянского комитета. А 16 июля 1917 года в помещении Общественного Собрания хор уже исполнял революционные песни - Марсельезу и «Ты взойди, солнце красное» (гармонизация И.И. Юхова).
В 1918 году, хор Юхова был национализирован, а через год превратился в Первую группу Государственного хора. Затем специальным декретом Народный хор Ивана Ивановича Юхова был превращен в Концертный симфонический хор при Народном комиссариате просвещения РСФСР. Ещё через некоторое время этот коллектив станет Государственной академической капеллой имени Юрлова.
После революции теперь уже государственные артисты без работы не остались. Правда, церковный репертуар быстро сменился на новый, советский. Артисты капеллы участвовали в постановках В. Мейерхольда и В. Вишневского, в первых звуковых фильмах: «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга». Много гастролировали по миру.
В 1958 году капеллу возглавил Александр Юрлов – дирижер, педагог и просветитель. При нём певцы стали исполняли мировую хоровую классику. Параллельно хор озвучивал патриотические монументальные оратории, в том числе на произведения Г.Свиридова.
И сейчас капелла, которая когда-то была церковным хором из Щёлкова, знаменита и востребована. Совсем скоро, 22 октября Капелла России имени А.А. Юрлова представит заключительный гала-концерт в рамках фестиваля, посвященного 100-летию коллектива. Он пройдёт в Московском концертном зале «Зарядье». В программе праздничного вечера – русские народные песни в современных обработках и два сочинения Сергея Рахманинова: кантата «Весна» и «Три русские песни».

Похожие статьи:

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!