Город Балашиха Московская область

Советская 143900 Россия, Московская область, Балашиха +79267800636

Пётр Флёров соратник Сергея Королева и первый директор балашихинского Рубина Первым главным конструктором и...

Пётр Флёров: соратник Сергея Королева и первый директор балашихинского «Рубина»
Первым главным конструктором и директором завода № 279, который сейчас носит гордое имя «Авиационная корпорация «Рубин» стал Пётр Васильевич Флёров. Фамилия в Балашихе известная. В центре города даже есть улица Флёрова. Но не Петра Васильевича, а Ивана Андреевича – командира первой в Красной армии батареи реактивных миномётов «катюша». Но и Пётр Васильевич Флёров сделал для Балашихи не меньше, чем однофамилец. Именно ему выпала честь возродить производство колёс и агрегатов для авиационной промышленности, после того, как заводы из Балашихи были эвакуированы на Урал. А в последующем Флёров работал над созданием советской космонавтики, став правой рукой Сергея Королёва.
Родился Пётр Васильевич Флёров 11 июля 1907 года в городе Нижний Новгород. С 15-ти лет увлекся авиацией, и любовь к ней пронёс через всю жизнь. Начинал он, как и многие молодые люди, мечтавшие о полетах, в кружке планеристов. И вскоре поступил в Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана.
Учился Флёров на одном факультете с будущим «отцом» советской космонавтики Сергеем Павловичем Королёвым. Познакомились они в 1926 году, и тех пор Пётр Васильевич был другом и единомышленником Сергея Павловича.
Именно по совету Сергея Королёва Пётр Флёров поступил в планерную школу, организатором которой был будущий знаменитый конструктор космических кораблей. И именно Флёров помогал своему другу создавать первые планеры, на которых вместе участвовали во Всесоюзных планерных состязаниях, в том числе в Коктебеле в 1929 году.
- Весной 1927 года мы как-то особенно подружились с Сергеем, - писал Флёров. - Я бывал у него дома. Познакомился с его отчимом Григорием Михайловичем Баланиным и с его матерью Марией Николаевной. Мария Николаевна меня поразила своей молодостью. «У Сергея такая молодая и красивая мать». В моей семье ему нравилась многочисленность и «патриарх» отец, около которого по воскресеньям собиралась семья из детей и внуков – более 15 человек.
Флёрова называют «крестным отцом» станции Планерная – места, которое известно сегодня каждому москвичу. Когда ребята из планерной школы рыскали по Подмосковью в поисках подходящей для полетов площадки, именно Пётр нашёл её за Химками. Вместе с Королевым он принимал активное участие в создании планера для выполнения фигур высшего пилотажа СК-3 и легкомоторного самолета СК-4. Сергей Павлович даже предлагал назвать планер СКФ: то есть Сергей Королев – Флёров, но Пётр не согласился.
Когда в 1960 году Королев поручил старому другу Петру Флёрову отработку приземления моделей «Востока», они вспомнили своё домашнее КБ.
– Да-а, – мечтательно сказал Сергей Павлович, – замечательное было время, в те годы я спал через ночь... Несколько месяцев спал через ночь...
А спал Королев через ночь потому, что, когда Пётр уходил домой, он садился за письменный стол: обдумывал и писал «Сводный тематический план работ по проблеме овладения стратосферой».
Нередко они в интересах дела пользовались разными розыгрышами. Как вспоминал коллега Флёрова Константин Феоктистов, когда был закончен самолет СК-3, выяснилось, что к нему нет винта. Тогда Флёров набирал номер какого-то ведомственного авиационного склада и заявил: «Сейчас к вам подъедет сам Королёв и подберет винт».
- Приезжают оба, Королев разыгрывает начальника (а было ему года двадцать два), выбирает винт и приказывает Флёрову: «Бери этот, неси!», - писал Феоктистов, пересказывая рассказ Флёрова. - Тот взваливает винт на плечо и идёт. Королев важно удаляется следом. Отойдя подальше, Флёров, конечно, сбрасывает винт: «Сам теперь неси!» И Королев тащит…
Окончив в 1930 году Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана по специальности «самолётостроение», Пётр Флёров работал инженером-конструктором завода № 39 Министерства авиационной промышленности. С 1932 года - начальник конструкторской бригады ЦАГИ. В 1936 году его назначили начальником конструкторской бригады завода № 156. С 1939 года Флёров - начальник конструкторской бригады завода № 1, а с 1940 года - главный конструктор завода № 156.
В Балашиху Пётр Флеров приезжает в 1940 году. Его назначили главным конструктором завода № 120, на базе которого уже после Великой Отечественной войны были созданы будущие Балашихинский литейно-механический завод и завод «Рубин». После того, как враг приблизился к Москве, назрела необходимость эвакуации предприятий из Балашихи на Урал. Но едва немцев отбросили от столицы, Государственным комитетом обороны было принято решение на месте заводов №120 и 121 создать новый - под №219. Главным конструктором предприятия назначили Петра Флёрова.
Он быстро смог наладить работу. Уже в первом квартале 1942 года из Балашихи заказчикам была отправлена первая партия колёс и тормозов для советских истребителей и штурмовиков Ил-2. За самоотверженную работу 1 октября 1945 года П.В.Флёров был награждён орденом Красной Звезды.
Когда в 1946 году было принято решение о создании в Балашихе нового завода № 279, то главным конструктором и директором назначили Петра Флёрова. Правда, пробыл он на этой должности недолго. В том же 1946 году он был назначен начальником отдела в Центральном Аэрогидродинамическом институте имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). В 1951 году он защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук.
Работая в ЦАГИ он руководил планерным клубом при институте и продолжал участвовать в соревнованиях. Затем, до 1958 года он являлся главным конструктором агрегатного завода в посёлке Быково Московской области.
В 1958 году П.В. Флёров пришёл на работу в ОКБ-1 - Особое конструкторское бюро, которым руководил его старый друг Сергей Павлович Королёв. Занимал должности старшего инженера, старшего научного сотрудника, начальника группы, заместителя начальника отдела, и.о. начальника отдела Особого конструкторского бюро № 1.
Как пишет известный журналист, друг Сергея Королёва Ярослав Голованов, Сергей Павлович очень обрадовался, когда в мае 1958 года пришел к нему Пётр Васильевич Флеров. Обнялись, расцеловались.
Флёров пришел к Королёву не с пустыми руками, а с идеей крылатого спутника. Увы, идею Королев отверг: конструктор и будущий космонавт Константин Феоктистов уже доказал ему, что крылатый спутник, планирующий с орбиты на крыльях, – это многие годы трудов.
Но отвергнув идею Флёрова, Королев, как пишет Голованов, Петра от себя не отпустил: определил его в группу К.Феоктистова, обещал назначить персональный оклад, но не назначил, – смущаясь, объяснил потом: «Ну ты пойми, скажут, что я толкаю своих...».
- Колоритной фигурой был Петр Васильевич Флёров, - писал в своих воспоминаниях лётчик-космонавт №9, Герой Советского Союза Константин Феоктистов. - Всем нам он очень понравился - симпатичный, общительный, великолепный рассказчик. Было ему тогда лет пятьдесят пять. Вскоре выяснился еще один его талант - способность, пользуясь многолетними связями в авиапромышленности, помогать налаживать кооперацию по «Востоку». Он знал, кажется, все авиационные организации и всех конструкторов, которые хоть в чем-то могли быть полезными Королеву.
В 1959 году Королев решил провести и посмотреть, как сработает система приземления корабля-спутника. По воспоминаниям Я.Голованова, в Киргизии стояли тридцатиградусные морозы. Все очень мерзли. Флёров, набравшись храбрости, позвонил Королёву и, доложив об испытаниях, попросил прислать… спирта. Королев долго сопел в трубку, потом буркнул: «Хорошо, жди...».
Через день в кромешной пурге сел самолет… с бидоном. Только 10 апреля 1960 года экспедиция испытателей улетела с Балхаша. Выслушав доклад по итогам пяти сбросов, Королёв остался доволен. Эти итоги были ему очень нужны: через месяц он планировал начать испытательные полеты беспилотных кораблей-спутников в космосе.
В должности начальника проектного отдела № 91 Пётр Васильевич Флёров руководил проектированием систем терморегулирования пилотируемого космических кораблей «Восход» и «Союз» и ракетно-космического комплекса состоящего из ракеты-носителя Н-1 и пилотируемого корабля для полёта на Луну.
С 1965 года Пётр Флёров - начальник отдела, начальник сектора ЦКБЭМ. С 1969 по 1976 год - старший научный сотрудник ЦКБЭМ. Умер Пётр Васильевич 27 сентября 1976 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве в семейном захоронении, рядом с могилами родителей.

Похожие статьи:

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!