Город Балашиха Московская область

Наш земляк Илья Николаевич Козлов легендарный советский подводник.

Наш земляк Илья Николаевич Козлов легендарный советский подводник.
Наш земляк Илья Николаевич Козлов – легендарный советский подводник. На его счету – несколько уникальных походов, в том числе трансатлантических, аналогов которым нет до сих пор. Он командовал атомными подводными лодками, получил звание контр-адмирала и был удостоен звания Героя России за заслуги перед Отечеством.
Родился Илья Николаевич Козлов 3 апреля 1951 года в городе Балашиха. По его словам, о море мечтал с детства, хотя на флоте в семье Козловых никто не служил. Илья стал подводником, просто следуя своей детской мечте. По его признанию, определенную роль в выборе сыграли и книги, например, поэма Лермонтова «Моряк». Этот отрывок ему нравится больше всего:
В семье безвестной я родился
Под небом северной страны,
И рано, рано приучился
Смирять усилия волны!
О детстве говорить не стану.
Я подарен был океану…
Среднее образование Илья Козлов получил в школе посёлка Обухово Ногинского района, а в 1970 году он окончил Московский радиоприборостроительный техникум по специальности «радиоаппаратостроение». И когда в военкомате его спросили: «Кем хотите служить?», ответил чётко по-военному: «Хочу поступить в военно-морское училище».
В 1976 году Илья Козлов окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова. И к тому времени был он уже человеком серьёзным и женатым. С супругой они были знакомы с пятнадцати лет. Когда ей исполнилось восемнадцать, а Козлову – девятнадцать, они поженились.
– Жена знала, на что шла, – рассуждает Илья Николаевич. – Спокойно относилась, принимала судьбу. Сейчас я в увольнении – мы видимся часто, так что всё в порядке.
После окончания училища Илья Козлов был направлен на Краснознамённый Тихоокеанский флот. Службу проходил на атомных подводных лодках, был командиром электронно-вычислительной группы радиотехнической службы подводной лодки «К-247», затем начальником радиотехнической службы подводной лодки «К-360».
Профессия военного моряка-подводника всегда была окружена ореолом таинственности и романтики. Далеко не каждый сможет вжиться в эту непростую профессию. У Ильи Козлова это получилось.
– Я никогда не страдал клаустрофобией, наоборот, интересно даже как-то было в отсеках, – вспоминает Илья Николаевич. – И потом, я, ещё будучи курсантом, отправился в первое подводное плавание. Можно сказать, это вопрос навыка. Самое длительное пребывание под водой длилось 90 суток – мы отслеживали маневры американского флота в нейтральных водах. Кроме того, нас готовят долго. Сначала полгода в учебном городке отрабатываются экстремальные ситуации. Потом полтора года мы живём рядом с подлодкой: несём вахту вместе с ее строителями на заводе, присутствуем при процессе сборки от и до. Подлодку в итоге мы знаем, как свои пять пальцев, чтобы в случае ЧП быть во всеоружии технически и психологически. Служба на таких кораблях – это своеобразный образ жизни, это, если хотите, особое состояние души. И что, прежде всего, отличает подводника – честность перед самим собой и перед экипажем.
В 1984 году Илья Козлов окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ и был назначен старшим помощником командира 506-го экипажа большой подводной лодки. А вскоре и сам стал командовать подводными лодками. Сначала «К-212» (в 1987-1988 годах), затем «Смоленском» (в 1988-1991 годах) и, наконец, «Красноярском» (в 1991-1992 годах). Илья Козлов заслужил репутацию одного из самых опытных командиров подводных лодок, способных грамотно действовать в экстремальных ситуациях.
Подлодка «Смоленск», которой командовал Козлов, тогда была совсем новой – её только ввели в строй, в отличие от нее «Красноярск» уже совершил к тому времени несколько походов.
В 1992 году Илья Николаевич Козлов заочно окончил Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова. И в том же году был назначен заместителем командира дивизии подводных лодок, а в ноябре 1994 года стал командиром прославленной 10-й дивизии подводных лодок Краснознамённого Тихоокеанского флота, которая базировалась в бухте Рыбачья на Камчатке.
Эта дивизия была сформирована в июле 1955 года. Боевая служба требовала нахождения подводных лодок дивизии в зоне Тихого и Индийского океанов (от Чукотского моря до острова Дахлак).
Подводники, как правило, люди решительные, смелые, уживчивые и терпеливые. Представьте себе: 80 - 90 суток плавания, а в замкнутом пространстве – одни и те же лица. И очень жёсткий, монотонный ритм корабельной жизни: четыре часа сон, четыре – вахта… Случись аварийная ситуация, никто из отсека не может уйти. А внештатные ситуации, порой, случались.
– Было задымление – лодка набита электродеталями, возможно короткое замыкание, к которому порой приводит конденсат из-за разницы температур во внешнем и внутреннем слоях подлодки, – рассказал Илья Николаевич. – Ещё было подтопление отсека. В мирное время мы в таких случаях обязаны резко всплывать, что и было сделано. Времени на размышления в таких ситуациях у командира нет, решение должно приниматься мгновенно. Опять спасали тренировки – служба на подлодке это бесконечная, постоянная учеба…
Как раз опыт капитана 1-го ранга Козлова и понадобился для подготовки экипажей подлодок. В 90-е годы его дивизия пополнилась новейшими атомными подводными крейсерами. Перед командованием стояла задача качественной приёмки их от промышленности, освоения и своевременного ввода в состав сил постоянной готовности. Имея хорошую профессиональную подготовку и опыт плавания, основные усилия Козлов направлял на повышение боеготовности соединения, разработку тактических приёмов использования кораблей, освоение новых видов вооружения, совершенствование ракетных стрельб.
Илья Николаевич трижды участвовал в переводе новых атомоходов с Северного на Тихоокеанский флот. А с 18 августа по 13 сентября 1993 года Козлов в должности начальника походного штаба на атомной подводной лодке «Касатка» (руководитель похода – контр-адмирал М.В. Моцак, командир подводной лодки – капитан 1-го ранга А.П. Ефанов) участвовал в первом своём трансарктическом переходе с Краснознамённого Северного флота на Краснознамённый Тихоокеанский флот.
В августе – сентябре 1994 года уже старшим на борту атомной подводной лодки «Омск» (командир – капитан 1-го ранга А.С. Астапов), Илья Козлов совершил второй трансарктический межфлотский переход из губы Западная Лица в бухту Крашенинникова на Камчатке.
– Будучи старшим на борту, мне приходилось попеременно с командиром крейсера капитаном 1 ранга Астаповым управлять им, и особенно сложным в том походе был «желоб Геральда», – говорит Илья Николаевич. – По имевшимся данным, ледовый панцирь должен бы уже закончиться, а он все тянулся и тянулся к Берингову проливу. Последние мили шли самым малым ходом, едва не задевая нижние кили плавучих айсбергов. Ничего, выползли благополучно!
За 15 суток подводная лодка прошла подо льдами около 4000 миль, из них 500 миль в опасных в навигационном отношении районах в условиях мелководья Чукотского моря.
–Связи не было никакой, только на приём – сообщить мы ничего не могли из-за 50-метрового слоя льда, нависавшего над нами, – рассказывает герой. – А паковый арктический лед крепче железа. Если его задеть носом лодки – конец. Ведь носовая часть подлодки сделана из толстого пластика и лишь обшита железом, что связано с тем, что там расположена эхолокационная система – подводные глаза и уши лодки.
30 июля 1995 года Илье Николаевичу было присвоено воинское звание «контр-адмирал». А 23 июля 1996 года Указом Президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в условиях, сопряжённых с риском для жизни, контр-адмиралу Илье Николаевичу Козлову присвоено звание Героя Российской Федерации.
В 1998 году вместе с экипажем И.Н.Козлов убыл на Краснознамённый Северный флот для приёма и подготовки к переходу атомной подводной лодки «Томск». Он прошёл обучение в учебном центре, организовал приём корабля, подготовку личного состава к подлёдному плаванию и в августе-сентябре 1998 года возглавил переход атомохода Северным морским путём к месту постоянного базирования в бухту Крашенинникова.
Тогда впервые участие в подводном переходе принял священник Русской Православной Церкви епископ Камчатский и Петропавловский Игнатий (Пологрудов).
– На подводной лодке «Томск» у нас был однажды неожиданный пассажир - епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий, – вспоминает контр-адмирал Козлов. – Я выделил ему отдельную маленькую каюту. Поход он прошёл молодцом.
Для Епископа Петропавловского и Камчатского Игнатия тот поход тоже стал памятным.
– Вместо часа политической подготовки контр-адмирал Козлов предложил проводить час духовного просвещения, – вспоминал он. – Собирались в кают-компании. Я ходил, как и все, в РБ – в спецодежде. В таком виде отправился и на первое занятие. И вот вхожу в кают-компанию и вижу: комната переполнена, и все моряки в форме. Таким образом, ребята высказали свое благоговейное отношение к тому, что должно было совершиться. Я вернулся в каюту, надел рясу поверх РБ. И все наши встречи отныне стали проводиться таким же образом. Я сам посещал все боевые посты и там проводил духовные беседы. Моряки интересовались буквально всем: историей Церкви, церковными Таинствами, положением в стране, мнением Церкви о нашем будущем…
По признанию Епископа, контр-адмирал Козлов оказался не только опытным подводником, но и талантливым поэтом.
– В мою «келью» с первого же дня начал приходить старший перехода контр-адмирал Илья Николаевич Козлов, – вспоминал Епископ Игнатий. – Задавал вопросы, рассказывал о себе, а потом говорит: «Владыка, вы знаете, я стихи пишу, божественные». – «А можете прочитать?» – «Можно». И принес мне первое стихотворение, которое начиналось такими словами: «Атомоход натруженно идет под льдами Арктики вперёд…», и заканчивалось: «И мы пройдем, не может быть и речи, и будут гореть пасхальные свечи». Илья Николаевич увлекся Библией – за время перехода трижды ее прочитал. Старпом рассказывал экипажу: «Захожу на ГКП и глазам своим не верю, – старший Библию штудирует, а епископ – РБЖ!».
В 1999 году Илья Николаевич окончил Академию государственной службы при Президенте РФ. А в июне 2000 года вышел в запас.
Илья Николаевич Козлов с болью и грустью рассказывает о гибели 12 августа 2000 года подводной лодки «Курск», с которой у него много связано. Во-первых, лодкой командовал друг Козлова – Геннадий Петрович Лячин, а во-вторых Илья Николаевич в своё время принимал участие в приёмке первых подводных лодок этого типа, прекрасно с ними знаком, более того – командовал однотипной подлодкой. Вот почему именно контр-адмирала Козлова привлекали в качестве эксперта к расследованию причин катастрофы.
В настоящее время Илья Николаевич Козлов живет в Москве. Долгое время работал в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.
– Четыре года я работал в МЧС начальником службы по проведению поисково-спасательных работ на акваториях, – рассказал он. – Мы вели подводные поиски химического оружия, затопленного по всей Балтике после Второй мировой войны. Там ведут газопровод «Северный поток», а как его вести при такой опасности? Вот этим мы и занимались…
1873 просмотра

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!