Город Балашиха Московская область

Имя Ивана Ивановича Зверева хорошо было известно в Советском Союзе.

Имя Ивана Ивановича Зверева хорошо было известно в Советском Союзе.
Имя Ивана Ивановича Зверева хорошо было известно в Советском Союзе. Лучшие учёные умы приезжали к нему в Балашиху за советом и помощью и возглавляемый им агрегатный завод «Рубин» блестяще справлялся с государственными заданиями. Потому что Зверев был эталоном красного директора - руководителя, любимого коллективом и уважаемого в верхних эшелонах власти.
Родился Иван Иванович 9 марта 1920 года в подмосковной деревне Новошино, которая сейчас входит в состав Лотошинского района. По окончании школы в 1937 году поступил на учебу в Московский институт химического машиностроения. В 1941 году был направлен на завод №506 в город Дзержинск (ныне – Нижегородская область). Без отрыва от производства окончил институт в 1944 году, получив диплом инженера-механика.
С 1946 года работал на заводе №94 в Москве, затем – в конструкторском бюро на заводе №279, параллельно учился в вечерней аспирантуре МАИ. В 1954 году стал кандидатом технических наук. А в 1954 году его назначили главным конструктором и руководителем завода №279 в г. Балашихе (приказ МАП № 461к от 6 февраля 1954 года), который ныне является авиакорпорацией «Рубин».
На этом посту Иван Иванович сменил другого выдающегося учёного - Т.М. Башту, который с 1955 года жил и работал в Киеве, где заведовал кафедрой гидрогазовых систем Киевского института инженеров гражданской авиации, а затем работал профессором на той же кафедре.
Молодому руководителю (а на тот момент Звереву было всего 33 года) пришлось доказывать, что назначили его не случайно. Тем более, что за него ходатайствовал партком предприятия. Бывший в ту пору секретарём парторганизации завода Сергей Коконин вспоминал, что доложил просьбу начальнику главка министерства авиационной промышленности Загайнову. И вскоре положительное решение было принято.
Иван Иванович быстро включился в работу. Он внёс значительный вклад в становление завода, в определение и расширение его тематики, в подбор конструкторских, научных и производственных кадров, а также в создание производственной, научно-исследовательской и испытательной базы. При его поддержке сотрудниками завода №279 были подготовлены и изданы актуальные и крайне необходимые для авиационной отрасли страны труды, главные положения которых легли в основу создания и отработки систем автоматического торможения и агрегатов антиюзовых систем.
Именно он руководил созданием взлетно-посадочных устройств как для всех летательных аппаратов, созданных в Советском Союзе в период с 1950 по 1990 годы, так и для ракетной и космической техники, включая космический аппарат «Буран» и ракету «Протон». С тех пор практически все самолёты и вертолёты, созданные в СССР, а теперь и в России, комплектуются колёсами, системами торможения и агрегатами гидравлических систем разработки «Рубина».
Только за период 1946-1960 годов по итогам пятилеток и за выполнение особых заданий правительства по созданию новых образцов авиационной техники 22 рабочих, ИТР и служащих завода №279 были награждены орденами и медалями Советского Союза. Ивану Ивановичу Звереву был вручен орден Трудового Красного Знамени. Это была его первая награда.
Авторитет завода заметно укрепился после успешного завершения в конце 50-х годов двух новых работ – создания гидравлических фильтров с бумажным фильтрующим элементом и создания для ВВС аварийной тормозной установки.
При И.И.Звереве 15 февраля 1967 года, согласно приказу Министра промышленности от 30 апреля 1966 г. №175с, предприятие было преобразовано в агрегатный завод «Рубин». Под внедрение новой тематики и новых изделий И.И. Зверев резко ускорил формирование служб главного инженера, главного технолога, главного механика, главного контролёра и других структур, обеспечивающих нормальную работу завода. Ускоренными темпами шло обновление старого станочного парка и приобретение принципиально нового оборудования.
В результате на заводе в Балашихе были созданы материалы нового поколения, не уступающие по характеристикам лучшим зарубежным аналогам. Эти материалы прошли необходимый объем сертификационных испытаний и успешно эксплуатируются в составе взлетно-посадочных устройств самолетов Ту-160, Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ан-124, Ан-148, Як-130.
Пожалуй, одним из самых заметных достижений завода стал его вклад в реализацию уникального проекта под названием «Буран». В 1985 году космический комплекс «Буран» в автоматическом режиме совершил посадку с исключительной точностью, что означало: гидравлическая, тормозная системы, колёса, а также комплектующие агрегаты, включая миниатюрные автономные силовые гидромеханические системы, мощные насосы и гидромоторы, созданные специалистами в стенах балашихинского предприятия, отработали идеально. Продукция завода не подвела - «Буран» приземлился отлично.
Работу на заводе Иван Иванович сочетал с преподавательской деятельностью, был руководителем кафедры гидрооборудования самолетов в Московском авиационном институте. В 1971 году стал доктором технических наук и профессором. Почётный авиастроитель. Почётный гражданин города Балашихи. Награжден орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета».
В 1988 году Иван Иванович вышел на пенсию. А 9 марта 1998 года его не стало. Он умер в день своего рождения. Такая судьба…
Все, кто с ним работал, помнят его как руководителя, умеющего чутко реагировать на мнение коллектива. Иван Иванович и в сотрудниках ценил умение работать с подчинёнными, их инициативность и техническую грамотность. Как правило, для него это было решающим фактором при назначении на руководящие должности кого-то из коллег. Он не боялся новых задач, которые возникали при создании перспективных летательных аппаратов, и были случаи, когда он брал всю ответственность за принятое решение на себя.
Память о легендарном учёном и директоре жива. 16 марта 2007 года на территории авиационной корпорации «Рубин» состоялось торжественное открытие памятной доски И.И.Зверева.
600 просмотров

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!