Город Балашиха Московская область

Ахтунг, ахтунг, Колдун! Маршал Александр Иванович Колдунов легендарная личность.

Ахтунг, ахтунг, Колдун! Маршал Александр Иванович Колдунов легендарная личность.
«Ахтунг, ахтунг, Колдун!»
Маршал Александр Иванович Колдунов – легендарная личность. Он – дважды Герой Советского Союза, один из самых результативных советских летчиков-истребителей времен Великой Отечественной войны. В течение девяти лет – с 1978 по 1987 годы он был главнокомандующим войск ПВО и многое сделал для развития поселка Заря Балашихинского района, где долгое время жил и работал.
Родился Александр Колдунов 20 сентября 1923 года в деревне Мощиново
Монастырского района Смоленской области. Окончив среднюю школу, он поступил в Реутовский аэроклуб (ныне – в пос. МАРЗ городского округа Балашиха), который успешно закончил.
Аэроклуб в Балашихинском районе был отличной школой. Недаром из его стен вышло немало отличных летчиков. В 1941 году Колдунов поступил в знаменитое Качинское военное авиационное училище. После успешного окончания курса летной подготовки весной 1943 года в звании младшего лейтенанта был направлен инструктором в 3-ю запасную авиационную бригаду, которая располагалась в Саратове. Но сидение в тылу было не для Колдунова. Сложив вещи, он сел в транспортный самолет Ли-2, летевший на фронт. Так Александр, практически по собственной инициативе, оказался на передовой.
В мае 1943 года он был на фронте, а уже 21 июля одержал в своем третьем бою первую победу, сбив над рекой Северный Донец пикировщик Ju.87. Но и его самолет при этом получил 16 пробоин.
Помните, как в культовой книге об Алексее Маресьеве, наш знаменитый летчик-герой опасался пилотов немецкой авиационной дивизии «Рихтгофен»? Так вот Колдунову пришлось столкнуться с прославленными фашистскими асами с самых первых дней своего нахождения на передовой, в районе Харькова. В одном из боев с двумя вражескими «охотниками» был ранен, но сумел посадить свой самолет. Выключив двигатель, он спланировал и аккуратно посадил истребитель рядом с аэродромом. В полевом госпитале Александр пролежал всего три дня и снова вернулся в строй.
Вскоре он стал заместителем командира эскадрильи. В одном боевом вылете Колдунов одержал сразу три победы и довел свой личный счет до десяти сбитых самолетов противника! Осенью 1943 года он стал уже командиром эскадрильи, в двадцать-то лет! Наряду с Покрышкиным и Кожедубом он стал гордостью советской истребительной авиации. Достаточно сказать, что он стал самым результативным пилотом, летавшим на «Яках». Именно тогда товарищи и начали называть его «хозяином неба» или «колдуном». Даже немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих: «Ахтунг, ахтунг, Колдун!»
В мае 1944 года его полк посетил бывший министр авиации Франции Пьер Кот. Именно Колдунову поручили удивить высокого гостя. Тот и удивил. На высоте 20 метров, на большой скорости он перевернул самолет «на спину», пролетел над всем аэродромом вниз головой и затем на минимально допустимой высоте исполнил динамичный каскад фигур высшего пилотажа. Бывший министр был в восторге: «Вот это солдат! Вот это лётчик!». Француз был в восторге и даже подарил Александру золотые часы.
К тому времени Колдунов был уже капитаном, командиром эскадрильи 866-го истребительного авиаполка. А 2 августа 1944 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.
В конце 1944 года в районе Будапешта была блокирована группировка противника. Большую тревогу нашим войскам доставляли немецкие «охотники» летавшие на «мессерах», размалеванных драконами и тузами (прямо как в фильме «В бой идут одни старики»). Для борьбы с ними создали специальную шестерку истребителей, которую возглавил Колдунов. Наши асы сразу же принялись за дело. Лишь за 7 дней боев наши пилоты уничтожили 22 самолета противника, а всего, за 3 месяца боев под Будапештом, отважная шестерка сбила 35 самолетов. Из них 15, за три месяца боев, уничтожил командир группы Александр Колдунов.
7 ноября 1944 года у города Ниш в Югославии, две группы американских самолетов Р-38 «Лайтнинг» по ошибке атаковали наши войска, двигающиеся походным маршем. Для отражения налета была поднята эскадрилья истребителей во главе с Колдуновым. В первой же атаке советские летчики сбили 3 самолета союзников. Однополчане видели, что один из них, сбил Колдунов, хотя сбитые «лайтинги» официально не записали никому. Тот самолет особенно увлекся расстрелом колонны. Позднее американская сторона принесла извинения за инцидент.
Свой последний бой Колдунов провел вблизи города Санкт-Пальтена в Австрии с пятеркой «фоккеров», груженых бомбами. Всего за два года своей боевой практики майор Колдунов совершил 412 боевых вылетов, провел 96 воздушных боев, в которых уничтожил лично 46 самолетов противника и 1 в составе группы. Это - восьмой результат среди советских летчиков-истребителей за годы Великой Отечественной войны. 23 февраля 1948 года он второй раз получил звание Героя Советского Союза.
После войны Александр Иванович продолжил службу в истребительной авиации. Летал до 42 лет, успев освоить МиГ-21. С ноября 1970 года он командовал войсками ПВО Московского военного округа. С 1975 года 1-й заместитель, а в 1978 - 1987 годах - Главнокомандующий Войсками ПВО. В это время продолжил обустройство быта своих подчиненных в поселке Заря Балашихинского района. Военный городок стал для него родным.
Умер маршал после тяжелой болезни 7 июня 1992 года. В его честь названа улица в микрорайоне Авиаторов городского округа Балашиха.
952 просмотра

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!