Город Балашиха Московская область

11 ноября 1775 года от раны, полученной на дуэли с П.А. Шепелевым,

11 ноября 1775 года от раны, полученной на дуэли с П.А. Шепелевым,
11 ноября 1775 года от раны, полученной на дуэли с П.А. Шепелевым, погиб владелец усадьбы Пехра-Яковлевское Пётр Михайлович Голицын. Его сыну Михаилу тогда было всего 11 лет, и опеку над новым владельцем Пехра-Яковлевского взял его дядя Александр Михайлович Голицын (1723-1807), вице-канцлер и обер-камергер двора. Он и продолжил обновление усадьбы. И лишь спустя несколько лет Михаил Петрович возьмёт управление Пехра-Яковлевским в свои руки…

Михаил Петрович Голицын родился 30 августа 1764 года и слыл тогда в обществе библиофилом. Князь был человеком увлекающимся. Все своё большое состояние он потратил на приобретение картин, гравюр, скульптур.

В отличие от других своих родственников, Михаил Петрович почти не прославился на служебном поприще. Служил при дворе, в 1806 году получил чин действительного камергера. Но вскоре вышел в отставку и переехал в Москву, жил в старой столице и усадьбе Пехра-Яковлевское. Был человеком уважаемым, не зря дважды, вначале с 1807 по 1814 год, а затем с 1826 по 1829 год, М.П. Голицын состоял предводителем дворянства Богородского уезда.

Именно при Михаиле Петровиче окончательно сформировался архитектурно-парковый комплекс Пехра-Яковлевского. Ансамбль усадьбы был создан в популярном тогда стиле классицизма. По проекту, присланному из Петербурга, были поставлены двухэтажные деревянные хоромы с двумя флигелями по сторонам двора. Перед домом разбили регулярный сад.

В состав архитектурного комплекса входил особняк с двумя флигелями, церковь, театр и оранжерея. Хозяйственная часть усадьбы находилась в значительном удалении от парадного центра, и ее постройки, к сожалению, не сохранились.

Кирпичный оштукатуренный дом, по всей видимости, был построен в период с 1783 по 1786 годы. Учёные предполагают, что автором проекта был известный архитектор К.И. Бланк. Исполненное в стиле раннего классицизма двухэтажное здание с подвалом и мезонином завершалось куполом, а стены равномерно были обставлены коринфскими пилястрами на высоких пьедесталах. Производили впечатление отделанный каннелированными колоннами двусветный зал и столовая. Парадные комнаты первого этажа украшали портретные медальоны представителей рода Голицыных, мраморные камины с бюстами, вазы, изразцовые печи и зеркала.

Рядом с главным корпусом по проекту Ф.П. Казие были построены кирпичные оштукатуренные флигели в два этажа. Фасады, обращенные к реке, были украшены четырехколонными тосканскими портиками с фронтонами. Галереи-колоннады объединили флигели с домом. Центральную группу зданий дополняют два похожих корпуса, в одном из которых помещалась оранжерея.

Выделялась усадебная церковь, возведенная в 1777-1783 гг. Построена она из кирпича с широким применением в деталях белого камня и оштукатурена. Оригинальность архитектурного замысла храма заключается в том, что это – двухколоколенная ротонда, что для Подмосковья большая редкость.

Имение пострадало при французском нашествии 1812 года, но было быстро отстроено.

В 1805 году князь купил шикарный дом на Басманной улице в Москве, который ранее принадлежал Никите Демидову.

Современники называли коллекцию Михаила Петровича «московским Эрмитажем». При этом добавляли: «То же разнообразие предметов, тот же вкус ко всему изящному». Часть бесценных творений украсили и усадьбу Пехра-Яковлевское.

Князь Голицын был участником всех аукционов начала 19-го века и приобретал на них немало интересных и дорогих картин. К примеру, при распродаже коллекции князя Н.Г. Щербатова он прикупил «Зимний пейзаж» Ван Дер-Верфа. Несколько картин он приобрёл в 1817-1818 годах при распродаже галереи Голицынской больницы. Часть произведений поступила к Голицыну из французских собраний - герцога Шуазеля, Пулленя. В 1816 году князь даже издал в Москве на французском языке каталог своего собрания – настолько оно было большим и интересным для коллекционеров того времени. Несколько лет спустя он подготовил новое его издание.

Но всё же основу коллекции Михаила Петровича составляли картины мастеров фламандской школы - Рубенса, Метца, Теньера, Вандероцера, Рюисдаля, Вандергейдена. Кроме того, в собрании имелись античные скульптуры, в частности базальтовый бюст римского императора Тита.
Но особенно восхищала библиотека Михаила Петровича, которую он собирал с раннего детства. В ней было много ценных и редких изданий на разных европейских языках. Наиболее полно представлены разделы по истории и описания путешествий с иллюстрациями, что особенно нравилось князю. Многие книги и рукописи украшали миниатюры, замысловатые арабески по золоту и серебру. А одна из рукописей была даже написана золотыми буквами по шёлковой бумаге, а каждый лист включал виньетки, картуши и арабески. Ещё одна, в атласном переплете, украшалась вензелем, вышитым жемчугом. Кроме того, имелись описания почти всех известных картинных галерей мира.

Обращал внимание князь и на предметы, принадлежавшие европейским знаменитостям. Среди гордостей коллекционера был манускрипт «Служба Пресвятой Богородице», когда-то принадлежавший королю Испании Карлу V, а до этого - Козимо Медичи, владельцу крупнейшего в Европе состояния и основателю династии Медичи.

Ещё один документ - «Служебник» - принадлежал ранее супруге Людовика XV. А рукопись «Птичья охота», содержавшая около ста рисунков, происходила из собрания герцога Бургундского. Книга «Жизнь святого Дионисия» принадлежала Марии Медичи – королеве Франции.
В числе ценнейших рукописей в собрании Голицына был «Молитвенник св. Людовика», реликвия, которую по просьбе французского двора Михаил Петрович вернул в королевское собрание. В знак благодарности Людовик XVIII отослал в Москву две огромные севрские вазы, украшенные живописью Беренжера на сюжеты из «Илиады».

Однако, вскоре материальное положение князя ухудшилось - он разорился и начал постепенно распродавать коллекцию, а затем заложил и имение. Его библиотека была распродана в Париже. В 1828 году владелец продал усадьбу Пехра-Яковлевское. А дворец на Басманной улице в Москве купил Попечительный совет заведений общественного призрения для устройства Сиротского дома.

Умер Михаил Петрович Голицын в 1848 году в бедности на попечении двоюродного брата князя С.М. Голицына. Погребен в Донском монастыре.Князь Михаил Петрович Голицын. Картина Иоганна Барду. 1780-е годы
Князь Михаил Петрович Голицын. Картина Иоганна Барду. 1780-е годы
Репродукция картины «Прогулка в парке». Свебах Ж. Э., 1820 год
Репродукция картины «Прогулка в парке». Свебах Ж. Э., 1820 год
Портрет князя Михаила Петровича Голицына, 1781 г. Иоганн Мелинг
Портрет князя Михаила Петровича Голицына, 1781 г. Иоганн Мелинг
Дом М.П. Голицына на Новой Басманной улице в Москве
Дом М.П. Голицына на Новой Басманной улице в Москве
В усадьбе Пехра-Яковлевское
В усадьбе Пехра-Яковлевское
В усадьбе Пехра-Яковлевское
В усадьбе Пехра-Яковлевское
В усадьбе Пехра-Яковлевское
В усадьбе Пехра-Яковлевское
349 просмотров

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!