Город Балашиха Московская область

Архитектурный облик города Балашиха

Первое, что бросается в глаза, — четкая группировка домов по времени их создания. Большинство дореволюционных построек сосредоточено вокруг Балашихинской хлопкопрядильной фабрики; жилые здания 50-х годов составляют западную часть Балашихи-1 и северную часть Балашихи-3; кварталы современных панельных домов сгруппированы в четыре крупных массива. Кажется, что Балашиха представляет собой четко систематизированную коллекцию произведений отечественной архитектуры за последние полтора века.

И пусть нет на этой «выставке» особых архитектурных шедевров, историческая и культурная ценность многих городских зданий позволяет превратить прогулку по Балашихе в занимательную экскурсию.

Зодчество второй половины XIX века оставило след прежде всего в производственных корпусах Балашинской, как называлась тогда Балашихинская фабрика, мануфактуры.

Сегодня эти сооружения представляют собой конгломерат разновременных и разностильных построек. Большинство зданий достаточно традиционны для того времени — они построены из кирпича, широко применявшегося для строительства зданий промышленного назначения. Декор таких зданий сводился, как правило, к выложенным также из кирпича карнизам, пояскам, обрамлению оконных проемов. Благодаря этому постройки так называемого «кирпичного» стиля обходились гораздо дешевле обильно украшенных зданий в «русском» или «византийском» стилях, а потому и полюбились русским фабрикантам.

Что касается авторства зданий, то далеко не всегда его можно точно установить.

Вполне возможно, что в 60-70-х годах прошлого века здесь поработал архитектор В. О. Грудзин. Благодаря занимаемому им положению, этот зодчий получал многочисленные заказы на проектирование заводских и фабричных корпусов. Выстроенные по проектам Грудзина во многих подмосковных городах сооружения продолжают и ныне использоваться по своему прямому назначению.
Участие Грудзина косвенно подтверждается и тем, что он приложил руку к перестройке превращенного в фабрику усадебного дома близлежащих Горенок. Пристройки и надстройки к некогда великолепному дворцу Разумовских, превращенному в фабричный корпус, были выполнены по его проектам. Многие здания на Балашихинской фабрике и в поселке созданы по проекту известного московского архитектора А. Г. Вейденбаума (1840-1909).

В 1896 году был построен четырехэтажный спальный корпус для фабричных рабочих, подробное описание которого в акте санитарного инспектора дошло до нашего времени. В подвале располагались котельная, прачечная и кладовые, а этажи занимали 146 каморок размером 4,5 на 3,5 метра. Каждая из них предназначалась для четверых рабочих (корпус был рассчитан на 600 человек).
В 1901 году, также по проекту Вейденбаума, выстроили двухэтажные жилые корпуса-казармы по нынешней улице Крупешина.
Позже некоторые из них были реконструированы под квартиры и общежития, однако все эти здания сохранили свой внешний облик, характерный для все того же «кирпичного» стиля. В 1899-1901-м тот же архитектор спроектировал четырехэтажное здание больницы. Одновременно на самой фабрике им же был возведен четырехэтажный корпус для сновального и размоточного цехов и перестроен старый корпус прядильного цеха. Не пренебрегал Вейденбаум и мелкими работами: так, им выстроена одноэтажная ящичная мастерская (по нынешней 2-й Советской улице).

Выдающимися архитектурными памятниками названные сооружения, возможно, не являются, однако благодаря своей прочности и надежности они и после многочисленных перестроек и модернизаций продолжают служить и поныне.

Грудзин (или Грудзина) Владислав Осипович (1824 - после 1895 московский архитектор, особенно много и плодотворно работавший в Подмосковье. Служил в Тверской п, Государственных имуществ, в 1849 году переведен в Московскую палату. С1866 по 1875 год служил сверхштатным техником строительного отделения Московского губернского правления, наблюдал за сооружением промышленных, общественных, культовых зданий по всей Московской губернии. В1875-1894 годах состоял городским архитектором Серпухова город был единственным в губернии, не считая Москвы, имевшим своего архитектора). По проектам Грудзина выстроены десятки церквей и фабрик вокруг Москвы.

 Суконная фабрика была не столь мощным и богатым предприятием, как Балашинская мануфактура, а потому единственным капитальным сооружением здесь был большой производственный корпус (точнее, несколько составленных вместе разновременных построек). В1908 году его вместе с прилегающей водонапорной башней полностью перестроили по проекту известного московского архитектора И. И. Поздеева (1858-1928), занимавшего пост архитектора храма Христа Спасителя в Москве.

Корпус Зеленовской фабрики может считаться одной из лучших его работ. В ходе строительства произошла любопытная история. Руководивший стройкой инженер-механик Н. В. Подчиненков так испугался предусмотренных проектом плоских железобетонных перекрытий, бывших тогда смелым новшеством, что снял с себя ответственность за их изготовление. И завершал работы уже другой специалист — архитектор Н. П. Драгослав-Надточинский.

Но, пожалуй, одной из самых интересных построек предреволюционного периода на территории Балашихи является двухэтажное здание богадельни, занимаемое ныне негосударственным образовательным учреждением «Интеллект».

Неизвестный автор проекта постарался сгладить утилитарность сооружения некоторым усложнением силуэта, введением боковых башенок, отдаленно напоминающих кокошники древнерусских теремов.

Застройка советского периода в Балашихе отличается, пожалуй, большей выразительностью, чем в других подмосковных городах.Для советской архитектуры 30-е годы были временем бурных дискуссий о направлениях дальнейшего развития. В жарком споре сошлись сторонники двух течений — рационалистического, отстаивавшего принципы простоты и функциональности в архитектуре, и ретроспективного, ратовавшего за «творческое освоение классического наследия», а в сущности — за широкое использование при оформлении современных зданий набора архитектурных деталей прошлого: колонн, лоджий, пышных карнизов, балюстрад. Ретроспективное течение в 1934-1935 годах победило, и на центральных улицах советских городов стали появляться здания с монументальными портиками, обильно декорированные, выделяющиеся своей особой пышностью.

Балашиху, начавшую застраиваться в конце 30-х, когда сторонники «классического наследия» уже одержали победу, борьба течений практически не затронула. Поэтому кварталы, построенные в то время и продолжавшие застраиваться в 40-50-х, состоят из зданий, отличающихся стилистическим единством. (Лишь два-три дома по шоссе Энтузиастов в самом начале Балашихи-1 несут отпечаток аскетической архитектуры рубежа 20-30-х годов.) Благодаря этому в городе сформировался исключительный по своей цельности ансамбль городской застройки, равного которому в подмосковных городах нет.

 

Похожие статьи:

История БалашихиЖелезнодорожная линия Балашиха — Реутово

История БалашихиКак начиналась Балашиха

История БалашихиАрхитектура микрорайона Балашиха-1

История БалашихиНазвание Балашиха в других городах

История БалашихиДо Москвы - рукой подать

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!