Город Балашиха Московская область

Алексеев Георгий Дмитриевич - скульптор, график и живописец

Алексеев Георгий Дмитриевич - скульптор, график и живописец

Родился Георгий Дмитриевич 20 апреля 1881 года в селе Венюково Подольского уезда Московской губернии (ныне оно вошло в г. Чехов Московской области). В семье рабочего гравёра он был девятым сыном. Детство и юность художника были тяжёлыми. Отец умер, когда мальчику исполнилось 12 лет. Мать отвезла сына в Москву на сургучную фабрику. Здесь он стал трудиться чернорабочим по 12–14 часов в сутки.

Любовь к искусству, настойчивое стремление к знаниям и большой талант привели его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1900-1907 гг. он учился на живописном факультете у И. Репина, С. Коровина, В. Серова, Н. Касаткина. С 1905 года он стал участником Товарищества передвижных художественных выставок. В 1914 году Г.Д. Алексеев окончил скульптурный факультет этого же училища. Он получил звание «классного художника» и «скульптора 1 степени».
В училище молодой художник создаёт картину «Горелки», на которой изображает распространённую в деревнях того времени народную игру. Картина явилась крупной творческой удачей художника и в 1904 году была отмечена большой серебряной медалью на передвижной выставке в Москве. За эту работу автору было предоставлено право поездки в Западную Европу (в Италию, Францию, Германию и др.), где он мог познакомиться с творчеством великих мастеров прошлого.

Г.Д. Алексеев – не только свидетель, но и участник первой русской революции. Тогда-то он и берётся за создание бюста Карла Маркса по заказу Московского комитета РСДРП. Работа была закончена в 1907 году. Бюст стал одним из первых в России скульптурных изображений основоположника научного коммунизма. 6 июля 1919 года в шесть часов вечера на фабрике Балашинской мануфактуры состоялось торжественное открытие памятника К. Марксу. В 1919-1920 гг. бюсты К. Маркса, копии работы Г.Д. Алексеева, были установлены во многих городах страны, а также в Кремле и в Доме Союзов.

Выходец из рабочей семьи, Г.Д. Алексеев создал большое количество работ о людях труда, особенно широкую популярность получили его скульптуры «Металлист», «Текстильщица», картины «Ополченцы», «На стройке», «Старое и новое».

 Открытие памятника К.Марксу в Балашихе. 1919 г Ещё будучи студентом, Г.Д. Алексеев работал в типографии Сытина, иллюстрируя большое количество книг и журналов. Сохранились книги для детей, написанные и оформленные Г.Д. Алексеевым: «Живая рукавичка», «Золотое яичко», «Волшебный карлик Кроша», книжки-альбомы «Геометрия в картинках для раскрашивания», «Начальная элементарная геометрия».

Незадолго до окончания скульптурного отделения училища Г.Д. Алексеев создаёт надгробный памятник инженеру Лебедеву, установленный в 1913 году на кладбище Андроникова монастыря и установленный там же надгробный памятник павшим в борьбе за свободу. Церковь посчитала скульптуру «мирской», а также крамольной. Поэтому Георгия Дмитриевича отлучают от церкви и предают анафеме. Между тем на весьма представительном международном конкурсе это произведение было признано одним из лучших.

В 1918 году по заданию Моссовета художник выполняет горельеф «Союз рабочих и крестьян». К первой годовщине Октября он был установлен на здании бывшей городской думы (затем – Центральный музей В.И. Ленина, сейчас – одно из зданий Государственного исторического музея). Горельеф сохранился до нашего времени.

После покушения на В.И. Ленина в 1918 году Г.Д. Алексеев задумал увековечить вождя революции в скульптурном изображении. Он стал собирать печатные изображения, вглядывался в фотопортреты, лепил вариант за вариантом, советовался с теми, кто общался с В.И. Лениным. Стало понятно, что необходима личная встреча для зарисовок с натуры. С помощью журналиста Ю.М. Стеклова Г.Д. Алексеев добился приглашения в Кремль. В беседе В.И. Ленин интересовался работами скульптора, его дальнейшими планами в искусстве, задавал вопросы, касающиеся монументальной пропаганды, материала для изготовления памятников. Вопросов было много. Беседа прерывалась телефонными звонками и появлением секретаря. В эти моменты Георгий Дмитриевич делал зарисовки в блокноте. Семнадцать зарисовок сделал художник. Через несколько недель появился первый скульптурный портрет. Современники высоко оценили эту работу Г.Д. Алексеева. Они находили этот бюст самым удачным изо всех виденных ими. Уже в 1920 году копии этой скульптуры были установлены в 29 городах страны.

Но самая известная работа в Лениниане скульптора – «Призывающий вождь» (1924 г.). Автор изобразил Ленина произносящим речь, обращающимся к народу, он делает шаг навстречу слушающим его людям. Его взгляд энергичен, рот полуоткрыт, рука решительно простёрта вперёд – характерный жест Ленина. В марте 1925 года скульптура была одобрена и тиражирована в сотнях экземпляров. На площадях и вокзалах, в музеях и скверах многих городов Советского Союза был установлен этот памятник. Его открытие обычно сопровождалось многолюдными митингами. В 1943 году памятник был открыт в микрорайоне «Балашиха-1», неподалёку от остановки «Райсовет», где стоит и поныне.

Г.Д. Алексеев сотрудничал с В.В. Маяковским и М.М. Черемных в «Окнах РОСТА». Известен его плакат «Ультиматум» (1923 г.). Это тот самый плакат, о котором на страницах романа «Как закалялась сталь» упоминал Н. Островский.

Много времени и сил Г.Д. Алексеев уделял скульптурной пропаганде физкультуры и спорта. В его скульптуре «Футболист» много движения, экспрессии, боевой спортивной смелости. В другой скульптуре «На старте» мастерски изображена девушка-спортсменка, приготовившаяся к бегу. Собранность, неукротимая воля к победе, лаконизм в изображении выгодно отличают эту скульптуру от многих других, посвящённых той же теме. Жизненный реализм, правдивость в изображении раскрываются в скульптурной группе «На отдыхе».

Очень интересно решена Г.Д. Алексеевым «Физкультурная группа к фонтану». Девушки и юноши с шарами своеобразны, неповторимы и вместе с тем они подчинены единой композиционной цели. Это своеобразный гимн спорту и радости физического совершенства. Сохранились воспоминания сына Георгия Дмитриевича – Дмитрия: «Мой отец сам очень любил спорт. Даже в преклонные годы он катался на коньках, ездил на велосипеде, хорошо плавал. И мне он с детских лет прививал любовь к спорту. В часы своего отдыха отец учил меня, шести-семилетнего мальчугана, плавать, кататься на велосипеде, лазать по канату, стрелять, ходить на лыжах. Неоднократно я наблюдал, как отец, вернувшись с вечерней прогулки, катания на коньках или лыжах, принимался за работу с новыми силами, словно помолодел на несколько лет.

Георгий Дмитриевич стал одним из первых членов Союза художников РСФСР. Он активно участвовал в общественной жизни, являясь членом президиума Осоавиахима (общества содействия обороне, авиации и химическому строительству) – массовой организации граждан в 1927-1948 гг. Скульптурное изображение значка-эмблемы Осоавиахима работы Г.Д. Алексеева поныне можно видеть на старых домах Москвы и других городов.

В военные годы Г.Д. Алексеев готовит плакаты, продолжает работу над ранее задуманными полотнами и скульптурами.

В последние годы своей жизни Г.Д. Алексеев работал над скульптурным и живописным портретами Н.К. Крупской, с которой был лично знаком с момента посещения В.И. Ленина в Кремле в 1918 году. Одна из последних его картин – «Ленин в Разливе».

Георгий Дмитриевич много лет занимался педагогической работой, в последние годы преподавал в Промышленно-художественном училище имени М.И. Калинина.

Весной 1950 года Алексеев тяжело заболел. Однажды взял лист бумаги, карандаш, быстро сделал набросок. На бумаге появился силуэт Ильича. Это был последний рисунок Алексеева. В июле 1951 года его не стало.

В апреле 1969 года в Москве в зале Союза художников СССР состоялось открытие первой посмертной персональной выставки Г.Д. Алексеева. В выставочном каталоге опубликованы воспоминания Георгия Дмитриевича о посещении им В.И. Ленина в Кремле в 1918 году, а в биографическом очерке есть такие слова: «Георгий Дмитриевич стоял у истоков советского искусства. Он внёс своим творчеством большой вклад в изобразительное искусство первых лет революции». Побывали на выставке и салтыковские краеведы. Их внимание привлекла картина, выполненная Г.Д. Алексеевым в 1915 году, на которой изображён дом, где жил и работал художник. Они выразили пожелание, чтобы Малая Прудовая улица, где находится этот дом, была названа улицей Г.Д. Алексеева.

В 1969 году Балашихинский горком КПСС и горисполком приняли решение открыть музей Г.Д. Алексеева в Салтыковке. На стене бревенчатого дома появилась мемориальная доска: «В этом доме с 1911 по 1951 г. жил и работал известный советский скульптор и живописец Г.Д. Алексеев». Было решение горисполкома о переименовании улиц Малая Прудовая и Сокольническая в улицу имени Г.Д. Алексеева. Но судьба распорядилась иначе. Музей не был создан, дом продан по частям разным владельцам, улица Сокольническая в 1993 г. «возвратила своё исторически сложившееся название». Архив Г.Д. Алексеева был передан потомками художника в историко-краеведческий музей г. Балашихи.

Меняются исторические эпохи, изменяется отношение людей к общественным и государственным лидерам, но неизменным остаётся интерес к прошлому своей Родины. Увидеть значительную часть прошлой жизни помогают нам представители искусства, и одним из таких ярких представителей является Г.Д. Алексеев – наш соотечественник, который более 100 лет назад поселился на балашихинской земле.
В историко-краеведческом музее собран обширный материал о жизни и творчестве Г.Д. Алексеева. 

Похожие статьи:

Культура и искусствоДетская художественная выставка "Свет Рождественской звезды"

История БалашихиЖелезнодорожная линия Балашиха — Реутово

Улицы БалашихиУлица Флёрова

Знаменитые люди БалашихиЧухров Лев Алексеевич

История БалашихиАрхитектура микрорайона Балашиха-1

16390 просмотров
Теги: часов, художников, художника, художник, училище, училища, установлены, установленный, установлен, улица, творчеством, страны, стало, спорту, союза художников, союза, сохранились, состоялось, сокольническая, создаёт, советского, скульптуры, скульптуру, скульптурный, скульптурной, скульптуре, скульптора, решение, революции, работы, работу, работал, работа, прудовая, появился, последние, поныне, плакат, первых, первой, памятник, открытие, осоавиахима, одним, несколько, надгробный памятник, надгробный, музей, московской, москве, многих, маркса, малая прудовая, малая, лыжах, ленина, ленин, кремле, которой, копии, коньках, количество, картина, историко, искусства, имени, изображении, зарисовок, жизни, других, дмитриевича, дмитриевич, городов, городах страны, городах, горельеф, георгия дмитриевича, георгия, георгий дмитриевич, георгий, геометрия, выставке, времени, воспоминания, велосипеде, большое количество, большое, алексеевым, алексеева, алексеев работал, алексеев, алексеев

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!