Город Балашиха Московская область

В свежем номере газеты Про Реутов вышла моя статья Штурмовик под номером 13 - о Герое Советского Союза Владимире Романовиче Жигунове.

В свежем номере газеты Про Реутов вышла моя статья Штурмовик под номером 13 - о Герое Советского Союза Владимире Романовиче Жигунове.
В свежем номере газеты "Про Реутов" вышла моя статья "Штурмовик под номером 13" - о Герое Советского Союза Владимире Романовиче Жигунове.
В годы Великой Отечественной войны пять работников Балашихинского литейно-механического завода стали Героями Советского Союза. Среди них – и скромный чертёжник (до войны), а затем грозный лётчик-штурмовик Владимир Романович Жигунов. Не веря ни в какие приметы, он летал на самолёте с бортовым номером 13, совершил 109 боевых вылетов и был удостоен 13 благодарностей Верховного Главнокомандующего.
После окончания средней школы Владимир переехал из Белоруссии в Подмосковье, к сестре. Работал чертёжником в Балашихе на оборонном заводе, который сегодня называется Балашихинским литейно-механическим.
Однажды Владимир Жигунов посмотрел художественный фильм «Истребители». И всё – заболел небом! У него появилась мечта стать истребителем. Без отрыва от производства окончил Реутовский аэроклуб, который тогда располагался в деревне Чёрное Балашихинского района.
В Красной Армии Жигунов служил с 1941 года. Окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году и был направлен в запасной штурмовой авиационный полк, где прошёл курс обучения на самолёт Ил-2. О мечте стать истребителем пришлось забыть. Зато штурмовиком он стал одним из лучших в советских ВВС.
Боевая биография лётчика началась летом 1943 года на Курской дуге. И уже в первом вылете молодого сержанта Жигунова подбили.
Владимир Романович был пилотом от бога. Он рассказывал, что умение чувствовать самолёт не раз спасало ему жизнь, а возможностей потерять его у пилота-штурмовика во время войны было множество. Воюя в составе Степного, 2-го и 1-го Украинских фронтов, Владимир Жигунов освобождал украинские города Харьков, Полтаву, Кировоград, Львов, содействовал войскам в успешном форсировании рек Днепр, Днестр, Прут, обеспечивал прорыв обороны противника западнее Сандомира.
– Отец за всю войну ни одного стрелка не потерял, – рассказывал сын Жигунова Александр. – Должность стрелка в штурмовике считалась «расстрельной», да и вообще средняя выживаемость Ил-2 была ниже, чем у других типов самолетов – они работали в самом пекле, над линией фронта на малых высотах.
Свой последний боевой вылет Владимир Жигунов совершил 10 мая 1945 года в окрестностях Праги. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии лейтенанту Владимиру Романовичу Жигунову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Умер Герой 16 мая 2000 года, после того, как вернулся с юбилейного Парада Победы. Похоронен в Воронеже. А в феврале 2015 года, в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, в Липецком центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний произошло знаменательное событие – самолёту Су-25УБ было присвоено имя Героя Советского Союза Владимира Романовича Жигунова. Воздушное судно такого типа именным стало впервые. До этого времени имена Героев присваивались только самолётам дальней, военно-транспортной и оперативно-тактической авиации.
Памятная мемориальная доска в честь Владимира Романовича Жигунова установлена на аллее Героев в городе Балашихе.
406 просмотров

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!