Город Балашиха Московская область

Два воздушных тарана Николая Козлова из Балашихи Долгое время в поселке Заря Балашихинского района жил и работал один из самых известных

Два воздушных тарана Николая Козлова из Балашихи Долгое время в поселке Заря Балашихинского района жил и работал один из самых известных
Два воздушных тарана Николая Козлова из Балашихи
Долгое время в поселке Заря Балашихинского района жил и работал один из самых известных советских истребителей за годы Великой Отечественной войны Николай Козлов. Он дважды шел на таран, и каждый раз оставался жив. Дважды был ранен, но неизменно возвращался в строй.
Родился Николай Козлов 30 апреля 1917 года в деревне Красково Псковской губернии. Учился в ФЗУ при Ленинградском механическом заводе №1, работал слесарем - инструментальщиком. После окончания Чугуевского авиационного училища, был направлен на высшие курсы боевого применения ВВС.
С немцами впервые наш герой столкнулся еще в мае 1941 года, за месяц до начала войны. В один из майских дней 1941 года над Оршей внезапно появился немецкий гражданский «Дуглас». Он облетел аэродром, затем покружился над военным городком. В воздух тут же поднялись три советских истребителя, в том числе и самолет старшего лейтенанта Козлова. Они зажали нарушителя в клещи и заставили его приземлиться в Орше.
22 июня 1941 года в 5 часов утра полк Николая был поднят по тревоге. Козлов наспех простился с женой и маленькой дочкой, думая, что скоро вновь их увидит. Но встретиться им довелось лишь через четыре года - эшелон с эвакуируемыми, в котором находилась его семья, расстреляли с воздуха немецкие самолеты. Жена потеряла руку, а дочь была тяжело ранена. Им пришлось остаться в оккупации. Но Николай тогда этого не знал.
Уже 23 июня 1941 года Козлов провел свой первый воздушный бой. Николай тогда открыл счет, точно поразив один из самолетов противника.
А 24 августа Козлов вылетел на перехват бомбардировщиков противника, шедших к Брянскому железнодорожному узлу, где как раз происходила выгрузка наших войск. Примерно в 30-40 км от Брянска он обнаружил в воздухе группу из шести «Юнкерсов» под прикрытием трех истребителей. Несмотря на то, что он был один против девяти, Николай решил атаковать и сражу же сбил ведущего группы. Выполнив разворот, Козлов сверху атаковал другой бомбардировщик и зажег его. Но тут же на его МиГ-3 навалились истребители прикрытия. Когда один из них зашел в хвост, Николай схитрил - выпустил щитки, и скорость его машины резко упала. Но «Мессер» сбить не удалось - на МиГе отказало оружие. И тут Николай заметил, что один Ju.88 продолжает следовать прежним курсом на высоте 3000 - 4000 метров. Не имея возможности поразить его огнем бортового оружия, Козлов подойдя снизу к его хвостовому оперению, врезался в хвостовую часть «Юнкерса». Тот начал разрушаться и вскоре упал на землю. Козлов от удара на короткое время потерял сознание, а когда очнулся, то его МиГ шел со снижением и горел. Николаю удалось покинуть самолет. Он получил серьезные ранения: у него была перебита левая нога, а при приземлении на разодранном парашюте он повредил еще и правую.
Очередной случай отличиться представился Козлову 25 мая 1942 года. Он находился на боевом дежурстве и на высоте встретил немецкий самолет, очень похожий на «Юнкерс», но имевший большую, ранее не встречавшуюся горбатую кабину и непривычную серо-желтую окраску. Козлов атаковал сверху разведчик и короткой очередью убил воздушного стрелка. Но, выйдя во вторую атаку, он заметил, что оружие не работает. Тогда Николай подошёл на своем МиГе под хвостовое оперение противника и совершил таран. Немецкий самолет рухнул на землю. А Козлов сумел посадить свой полуразрушенный МиГ.
В сентябре 1942 года Козлов был назначен командиром 3-й эскадрильи 910-го истребительного авиаполка Особого назначения ПВО, принимавшего участие в боях под Сталинградом. В воздушных сражениях Сталинградской битвы Николай сбил 7 самолётов противника. К 1943 году Козлов был одним из самых заслуженных советских летчиков. Завершил свой боевой путь прославленный летчик в Берлине. К концу войны он уничтожил 18 самолетов лично и 5 в составе группы, в том числе 2 – тараном.
После войны Козлов продолжил службу в армии. В 1948 году он окончил курсы усовершенствования командиров полков. А уже в январе 1950 года становится командиром 15-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. С 1966 по 1976 год генерал-майор авиации Козлов занимал должность первого заместителя начальника управления боевой подготовки войск ПВО. Жил и работал в поселке Заря, ныне входящего в состав городского округа Балашиха. Умер герой 12 лет назад после долгой, продолжительной болезни. Его друзья из ветеранской организации микрорайона Заря постарались, чтобы церемония прощания прошла спокойно и достойно. Будем надеяться, что имя летчика-истребителя Козлова будет увековечено в Балашихе.
637 просмотров

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!