Железнодорожная линия Балашиха — Реутово
Протяжённость железнодорожной линии Реутово — Балашиха составляет 12 километров (с учётом подъездных путей в северную часть городского округа Балашихи — 15 километров). Железнодорожная линия распологается в основном по территории городского округа Балашиха Московской области.
Железнодорожная линия Балашиха — Реутово была открыта в 1912 году. Основная цель строительства — транспортное обслуживание мануфактуры (текстильной фабрики) в Балашихе.
В 1931-1933 годах линия была электрифицирована. 18 июня 1933 года открылось движение пригородных электропоездов Москва — Балашиха. Это произошло всего лишь на три месяца позже открытия движения по первому электрифицированному участку главного хода (Москва — Обираловка).
В 1935 году (согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году) были открыты промежуточные станции Стройка и Горенки.
Согласно расписанию движения пригородных поездов на лето 1927 года, на участке Реутово — Балашиха курсировало 5 пар поездов (маршрут Москва — Балашиха). Согласно расписанию движения пригородных поездов на лето 1949 года, до Балашихи следовало 17 электропоездов, причём последний поезд отправлялся из Москвы в 0:40 и прибывал на конечный пункт в 1:28.
В 1990-х годах объём пассажирских перевозок на линии значительно снизился. Некоторое время, до тех пор, пока автомобильное движение не стало затруднительным из-за катастрофической перегрузки автодорог Москвы и прилегающих районов Московской области, электропоездами почти никто не пользовался. Основным средством сообщения с Балашихой некоторое время были автобусы. Возникали опасения, что движение электропоездов здесь будет прекращено, подобно другим тупиковым линиям (Мытищи — Пирогово, Панки — Дзержинская, Нахабино — Павловская Слобода, Лесной Городок — Аэропорт).
Движение электропоездов было сохранено, по мере нарастания автомобильных «пробок» пассажиры вспоминали о железной дороге всё чаще. В 2003 году на станции Балашиха был открыт новый красивый вокзал. Формально это было не строительство нового здания, а глубокая реконструкция прежней невзрачной постройки. Ещё раньше, в 1934-1967 годах, на станции Балашиха существовал деревянный вокзал.
По состоянию на 2011 год, железнодорожная линия является единственным цивилизованным и приемлемым способом попадания из Москвы в Балашиху — крупный и активно застраиваемый город. Автодорога почти круглосуточно забита транспортом и скорость на ней близка к пешеходной. За то время, которое бы понадобилось для проезда на автомобиле от Балашихи до Новогиреево в рабочий день, электропоездом по этому маршруту можно было бы проехать десять раз! Не вдыхая при этом отравляющие вещества и не портя нервы (если в «пробке» находишься за рулём).
Существенным недостатком является то, что железнодорожная станция Балашиха находится далеко от большинства жилых районов города. Но даже идти пешком до станции 2-3 километра и ехать на электропоезде — это быстрее, чем добираться отсюда до Москвы автобусом, который может продвигаться до ближайшей станции метро несколько часов.
По маршруту Москва-Курская — Балашиха, по данным на 2011 год, курсируют 13 пар электропоездов. Как ни странно, балашихинские электропоезда остаются самыми малонаселёнными на Горьковском направлении, даже в часы пик в них есть свободные места. Всё ещё существенен процент тех, кто терпит многочасовое издевательство в отравленном воздухе сплошной автомобильной «пробки», вместо того, чтобы воспользоваться быстрым электропоездом.
Необычный факт: оба конечных пункта, Реутово и Балашиха, имеют два имеют два варианта произношения, которые реально используются. В разговорной речи можно встретить произношение Ре́утово и Реу́тово, Балаши́ха и Бала́шиха (хотя правильным в обоих случаях является первый вариант). В целом по России такое бывает очень редко.
На линии имеются две промежуточные станции — Стройка и Горенки. Станция Стройка обслуживает несколько промышленных предприятий города Реутова, складские базы, крупную нефтебазу и Восточную водопроводную станцию. Подъездной путь на Восточную водопроводную станцию (посёлок Восточный) имеет протяжённость 4 километра. На протяжении почти трёх километров он пролегает параллельно линии Реутово — Балашиха, на одной насыпи.
Особенностью перегона Реутово — Стройка является тот факт, что на нём нет транзитных автомобильных переездов (есть лишь тупиковый переезд, через который на автомобиле можно проехать исключительно на территорию предприятия, расположенную к западу от путей). Когда-то переезд был, но давно закрыт. Это — вершина маразма и издевательства над населением. Чтобы проехать из одной части города Реутова в другую его часть (через переезд на это затрачивалось бы 5 минут), нужно двигаться гигантской «петлёй» через вечно стоящее Горьковское шоссе, затратив до двух часов!
От станции Горенки отходит подъездной путь к нескольким предприятиям, расположенным в промышленной зоне на юго-западе города Балашиха. Крупнейшее из них — Балашихинский литейно-механический завод. Подъездной путь обслуживается ведомственными тепловозами, в основном ТГМ23 разных модификаций. На подъездном пути имеется локомотивное депо.
Формально станция Горенки является парком станции Балашиха (хотя расположена на расстоянии двух километров от неё). Поэтому станция отображается на топографических картах как остановочный пункт. Никакого персонала здесь нет, управление стрелочными переводами ведётся из Балашихи.
До момента внедрения электрической централизации стрелок (ориентировочно до 1970-х годов) Горенки были полноценной станцией, здесь работал дежурный.
К северу от станции находится лесной массив и довольное крупное в прошлом Мазуринское озеро, которое долгое время было известной зоной отдыха. Для доставки трудящихся к Мазуринскому озеру периодически назначались «поезда здоровья» — электропоезда Москва — Горенки. Автор впервые побывал на озере в 1994 году, в ходе пешего похода по линии от Реутово до Балашихи. Тогда это был большой и красивый водоём. По состоянию на 2011 год, Мазуринское озеро является зоной экологической катастрофы — оно почти полностью высохло.
Станция Балашиха (как другие станции на линии — Стройка и Горенки) имеет одну боковую посадочную платформу. Архитектурно красивое здание вокзала было открыто в 2003 году. В здании размещается сервис-центр железной дороги и наружное окно билетной кассы, зал для пассажиров закрыт. Станция не оборудована системой АСОКУПЭ (турникетами).
К северу от станции Балашиха пролегает подъездной путь длиной почти 3 километра, обслуживающий завод «Стройконструкция» и другие предприятия. Теоретически, было бы желательно продлить маршрут электропоездов в северную часть города, используя этот подъездной путь.
В прошлом к северу от станции Балашиха находился также подъездной путь воинской части 13815. В 2010 году он был разобран. Территория закрытой воинской части была застроена жильём.
К востоку от станции Балашиха пролегает подъездной путь длиной почти два километра, обслуживающий в основном завод «Криогенмаш». У завода имеются собственные тепловозы, в том числе ЧМЭ2-442.
Приблизительно до 2007 года на территории завода «Криогенмаш» стоял представляющий большую историческую ценность тепловоз ТЭ6-15-1049. Тепловоз был порезан, несмотря на попытки любителей железных дорог спасти его.
Похожие статьи:
Бизнес и финансы → Балашихинский форум «ЛИЦА 21 ВЕКА»
Здравоохранение → Чистота воды в Балашихе - залог здоровья балашихенцев
Промышленность → Положение о Совете директоров предприятий и предпринимателей городского округа Балашиха Московской области
Культура и искусство → Положение о проведении областного литературного конкурса «Славься в веках, 1812 год!»