Город Балашиха Московская область

Строительство Балашихи в тридцатые годы XX века

Тридцатые годы XX века — один из ключевых периодов в жизни нашего государства. Именно тогда были заложены основы мощной тяжелой промышленности, в том числе военной, благодаря которой наша страна вышла победительницей из самой страшной в истории человечества войны.

Одним из важнейших направлений в индустриальном развитии Советского государства стало авиастроение. Решение Совета Народных Комиссаров СССР, принятое в начале 30-х годов, о строительстве 120-го и 121-го заводов, входящих в Главное управление авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности, на территории Реутовского района стало судьбоносным и для будущего города.

Под строительство авиапромышленного гиганта была выбрана площадка северо-восточнее поселка Реутово на Владимирской дороге напротив усадьбы Горенки.

Почему же для имеющих общегосударственное значение заводов было выбрано именно это место?

Восточная часть Московской области более всего подходила для размещения крупных военно-промышленных предприятий, поскольку здесь уже существовали рабочие поселки с квалифицированной рабочей силой.

Восток Подмосковья имел и еще одно преимущество для развития тяжелой промышленности: по его равнинам было легче и дешевле прокладывать железные дороги, да и плотность их здесь оказалась большей, чем в других местах. А надежное железнодорожное сообщение обеспечивало бесперебойное снабжение заводов сырьем и вывоз готовой продукции.

Ну и наконец, новые заводы требовали большого количества электроэнергии. А первая в мире теплоэлектростанция на торфе была построена в 1912-1914 годах в 84 км к востоку от Москвы (ныне город Электрогорск). Линия электропередачи, связывавшая теплоэлектростанцию с Москвой, проходила как раз через Балашиху. Недалеко от этой ТЭС в 20-х годах появился и первенец плана ГОЭЛРО — знаменитая Шатурская ГРЭС. Благодаря этому выбранная площадка могла быть полностью обеспечена электроэнергией.
Был и еще один чрезвычайно важный фактор. Новые заводы, имеющие огромное военное значение для страны, нужно было надежно защитить от авиации потенциального противника. Ведь именно в 30-х годах появился новый класс военных самолетов — стратегические бомбардировщики, предназначенные для ударов не по армии, а по промышленным объектам. Поэтому и новые заводы как ы прятали за «широкую спину» Москвы, обладавшей системой мощной противовоздушной обороны. Не зря другие заводы, производившие оборудование и комплектующие детали для советской авиации, также расположены к востоку от Москвы. Южнее Балашихи в те же 30-е годы строились заводы в поселке Стаханово (ныне город Жуковский) и в Раменском, а севернее начал складываться авиационный комплекс Щелково-Монино.

Начало было трудным. Не хватало механизмов, многие тяжелые работы выполнялись вручную, широко использовались гужевые повозки. Очень помогла строительству близость железной дороги. От Балашихинской ветки в район строительства проложили временные пути, по которым транспортировалось тяжелое оборудование, строительные конструкции, топливо. Топливный склад находился там, где сейчас стоят дома 9 и 11 по Советской улице. К ним вел временный подъездной путь, уложенный прямо на грунт, без насыпи и балласта. Рабочие на стройку стекались не только из окрестных поселков и деревень, но и из более отдаленных районов Московской обпасти, из других областей.

Непосредственно возле площадки, где развернулось строительство, возник поселок Грабари, название которого говорит о большой доле ручного труда на стройке (грабарь — землекоп, «гребущий» землю).

Одновременно с закладкой 120-го завода начали возводить жилье для его строителей и будущих рабочих. Вначале здесь появились наспех возведенные бараки, затем, в 1934-1935 годах, были заложены первые кирпичные пятиэтажки. Заводской поселок, поначалу так и называвшийся «поселок завода № 120», административно подчинялся Балашихинскому поссовету в поселке Балашиха.

В конце 30-х годов восточнее реки Пехорки началось строительство кислородного и автогенного заводов, рядом с которыми возник новый заводской поселок. В административном отношении все эти поселки были подчинены Балашихинскому поссовету Реутовского района, который находился в рабочем поселке Балашиха.

Нелегкими были условия жизни рабочих-строителей. Основным типом жилья для них на протяжении нескольких лет являлись временные деревянные бараки, лишенные элементарных удобств. Строительство благоустроенного жилья началось лишь после того, как были пущены системы водоснабжения и канализации. Вдоль шоссе Энтузиастов между деревнями Горенки и Леоново появились первые пятиэтажные кирпичные дома. К юго-востоку от них возник поселок Первомайский, состоящий из двухэтажных шлакоблочных домов. Началось создание социальной инфраструктуры — бань, магазинов, детских садов, яслей, школ, поликлиник.

Все планы нарушила война. Поэтому бараки, то есть временное по своей идее жилье для строителей, просуществовали долго — последние удалось расселить лишь к 1970 году.

Первоначально место строительства заводов и города называлось Реутовской площадкой, но значительно ближе Реутова к ней оказался поселок при Балашихинской и Зеленовской фабриках.

Этот населенный пункт еще в 1928 году получил статус рабочего поселка и официальное название Балашиха. Логичным стало решение — объединить с Балашихой два новых заводских поселка, а также близлежащие деревни Николаевка и Гущинки.

В постановлении президиума Московского облисполкома от 26 мая 1939 года о преобразовании рабочего поселка Балашиха в город указывалось:

«Принимая во внимание значительный рост населения в рабочем поселке Балашиха (40 172 человека), наличие промышленных предприятий, на которых работает 19 100 человек рабочих, рост культурно-бытовых учреждений и несоответствие структуры поселкового Совета с возросшим городским хозяйством — президиум Мособлисполкома постановляет: рабочий поселок Балашиха преобразовать в город, сохранив за ним прежнее наименование».

Президиум Верховного Совета РСФСР своим Указом от 19 сентября 1939 года подтвердил это решение. В образованный город вошли три поселка, ставшие городскими микрорайонами:

  • Балашиха-1 — поселок завода № 120 и Первомайский;
  • Балашиха-2 — поселок хлопкопрядильной и суконной фабрик, а также будущий поселок им. Орджоникидзе (военная часть № 1126);
  • Балашиха-3 — поселок «Автогенстрой», который начали строить в 1937 году, в период проектно-изыскательских работ, на месте закладки будущего автогенного (кислородного) завода.

Похожие статьи:

История БалашихиНазвание Балашиха в других городах

История БалашихиАрхитектурный облик города Балашиха

История БалашихиДо Москвы - рукой подать

История БалашихиЖелезнодорожная линия Балашиха — Реутово

История БалашихиАрхитектура микрорайона Балашиха-1

11527 просмотров
Теги: часть, тяжелой промышленности, тяжелой, строительство, строительства, строителей, стало, советской, совета, решение, реутовского района, реутовского, района, рабочих, рабочие, рабочем поселке балашиха, рабочем поселке, рабочем, рабочего поселка, рабочего, промышленных предприятий, промышленных, промышленности, предприятий, появился, появились, поссовету, поселок завода, поселок, поселок, поселки, поселке балашиха, поселке, поселка, площадка, первые, первомайский, оборудование, новый, новые заводы, новые, началось, начали, находился, название, мощной, московской, москвы, место, кислородного, кирпичные, именно, значение, заложены, заводы, заводской поселок, заводской, заводов, завода, жилья, жилье, жизни, других, дороги, государства, города, город, горенки, годов, годах появился, годах, временные, восточнее, востоку, возник поселок, возник, будущего, более, благодаря, бараки, балашихинскому поссовету, балашихинскому, балашихинской, балашиха, автогенного, авиации

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!